воскресенье, 24 июля 2016 г.

Владимир Бортко: "Страну ныне объединяют три составляющие, и Путин - главная!"


www.aif.ru


«Мне хотелось бы ещё пошевелить конечностями на благо родной страны», - признался режиссёр, который 7 мая отметил 70-летие.
 
Владимир Бортко.

Новая общность

Сергей Грачёв, «АиФ»: Владимир Владимирович, при всех многочисленных изменениях, которые происходят и в России, и в мире, можно ли говорить, что мы по-прежнему живём в стабильной стране?
Владимир Бортко: Что есть стабильность? Обратимся к Википедии: «Способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии».  
Досье
Владимир Бортко. Родился в Москве. Режиссёр, сценарист. Лауреат Госпремии РСФСР за фильм «Собачье сердце». Снял фильмы «Мастер и Маргарита», «Идиот» и др. Зампредседателя Комитета Госдумы по культуре.
Но жизнь существует в развитии. То есть в преодолении возникающих противоречий. Экономических, политических и идеологических. Преодоления эти могут происходить плавно, эволюционно, а могут иначе. Для нас с вами и наших детей лучше эволюционно. Будем считать, что это синоним стабильности. В этом смысле пока мы живём в стабильной стране.
- А конкретнее?
- Страна стабильна, если она чем-то или кем-то скреплена. В силу государственного устройст­ва России страна должна управляться из единого центра. Другого никогда не было и, думаю, не будет. Но должна существовать и идеология, разделяемая большинством населения, которая призвана объединять и скреплять этот гигант­ский механизм. 
Советская власть объединила страну одной великой идеей - построения будущего на социалистической основе. У нас создавалась действительно новая общность - советский народ. С ней мы выиграли Отечественную войну. Гитлер думал, что страна развалится по национальному признаку. А она не развалилась.
Но, когда убрали коммунистическую идеологию, отринули идею братства народов, стало ясно, что оставшиеся территории скрепляются плохо. И при отсутствии каких-либо других скрепляющих идей страну ныне объединяют три составляющие: Владимир Владимирович Путин, правоохранительные органы и телевидение.
Что касается Путина - он является осью этой триады. Именно на него направлены основные атаки наших «партнёров» с Запада. Уж очень сильно они хотят убрать этот элемент, мешающий сделать Россию покорной. 
 
- А телевидение? 
- ТВ рассказывает народу, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в нынешних условиях. Если есть в телевизоре, значит, есть и на самом деле, а чего нет в телевизоре, того не существует. Мягко говоря, метод этот не слишком хорош. Но в отсутствие других идей и это сгодится. 
- А может, стабильность наша в том, что стабильно дорожает жизнь, стабильно растёт процент живущих за чертой бедности?..
- Экий вы неуёмный. Стабильность в стране обеспечивается отсутствием революционной обстановки. Это когда верхи не могут управлять, а низы не могут жить по-старому. Низы пока могут. Пока!.. И перечисленная выше триада этому сильно способствует. Но всё до поры…
- Владимир Владимирович, вы часть культурной элиты, обеспеченный человек…
- (Перебивает.) Я обеспеченный человек?! Кто вам такое сказал?! Я четыре года не мог выпустить картину «Душа шпиона». У меня срывался один проект за другим. Да, я работаю в Думе. И всё, что я имею сегодня, - это моя думская зарплата.
- Полагаю, она у вас хорошая.
- Да, вполне достойная. Но на неё я содержал 95-летнюю лежащую маму, которая ушла из жизни два месяца назад. Сиделки, лекарства… Так что поверьте - затрат у меня хватает. Я не прибедняюсь. Просто живу как обычный человек.
- Я не про ваши деньги хотел спросить, а про то, как вы, сидя в Думе, можете знать о том, как живут простые граждане? 
- Случилось так, что довольно значительную часть своей жизни прожил в коммунальных квартирах. Сначала я с бабушкой жил в коммуналке в Киеве. Там проживало девять семей, а это более 30 человек. Позже, приехав в Ленинград в 1976 г., я с женой и маленьким сыном тоже поселился в коммуналке. Греть воду в ванной надо было дровами, а точнее, деревянными ящиками, которые я находил на улице. Я изучил особенности жизни клопов. Например, понял, как они попадают на кровать, стоящую посреди комнаты. Хитрые насекомые ползли по потолку и, почувствовав тепло, идущее снизу, отцеплялись и падали на кровать. Помню своего соседа - хорошего парня, выросшего в этой коммуналке, но подверженного традиционному пороку - пьянству. Он был настоящим питерцем и, лёжа на полу в коридоре, когда приходилось переступать через него, вежливо бормотал, подавая руку: «Держи набор костей». 
Снимая фильмы, я получал 260 рублей в месяц, а водитель троллейбуса, например, 380. Ну а до этого я служил в армии, работал техником-геофизиком, проектировщиком… А вы спрашиваете, откуда я могу знать, как живут простые граждане.
Член комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко принимает участие в пленарном заседании Государственной Думы РФ.
Член комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко принимает участие в пленарном заседании Государственной Думы РФ.
Фото: РИА НовостиВладимир Федоренко

Перейти на «вы»

- В нашем прошлом интервью вы рассказывали, что продвигаете законопроект, обязывающий учителей в школах с первого класса обращаться к ученикам на «вы». Чем закончилась история?
Законопроект заблокировали. А между тем я по-прежнему убеждён, что этот закон способен поменять менталитет. Неуважение к самому себе - главная беда нашего народа. Представьте себе заброшенный городок, где живёт маленький человечек, у которого братец сидит, отец пьёт, мать неизвестно чем занимается и который, кроме хамства, мало что видит. С ним общаются обычно при помощи затрещин. Но вот он первый раз приходит в первый класс. И учитель, который является сейчас для него представителем государства, говорит ему «вы». С уважением, как к большому. «Вы», - говорит учитель маленькому Ваньке Жукову. Я думаю, это изменит очень многое в дальнейшем поведении Ивана Ивановича Жукова, в его отношении к самому себе. Но начинать нужно с самого дет­ства.
В истории нашей страны такой опыт уже был. С 1857 по 1917 г. в гимназиях учителя обращались к ученикам на «вы». И это давало свои результаты - почитайте русскую литературу, чтобы убедиться в этом.
- В начале разговора вы сказали, что стабильность - это отсутствие революционной ситуации. Учитывая, что история развивается по спирали, вы допускаете повторение событий 1917 г.?
- Отвечу так: в 1900 г. в Париже проходила Всемирная выставка, специально для которой была построена Эйфелева башня. Париж был переполнен людьми и лошадьми. Тогда появилась карикатура, на которой город был изображён погружённым в лошадиное дерьмо по самую Эйфелеву башню.
- Это вы к чему?
- К тому, что прошло совсем немного времени и лошадей на улицах заменили машины. Жизнь не стоит на месте, и пред­угадать, что будет завтра-после­завтра, невозможно. Я знаю, что сложностей в нашей стране сейчас предостаточно. У меня, конечно, есть соображения, как устранить хотя бы некоторые из них, но это длинный разговор.  
- Вы всегда занимали и занимаете активную гражданскую позицию. Вам 70 лет. От чего вы устали как активный гражданин?
- (Задумывается.) Как гражданин ни от чего я не устал. Я устаю как биологическая особь, как личность (смеётся). Но мне хотелось бы ещё пошевелить конечностями на благо родной страны, родного народа. 
Я могу сказать, что, несмотря ни на что, в целом я доволен своей жизнью. Дерево я посадил, сына воспитал, дом построил… Что ещё нужно?

Комментариев нет:

Отправить комментарий