воскресенье, 31 июля 2016 г.

Как Троцкий и Сталин говорили об одном и том же


www.magister.msk.ru

Лев Троцкий считается самым главным оппонентом Сталина, что в общем-то правда. Казаллось бы их мнения не могли сойтись, но однажды они почти полностью сошлись


Речь о том, как по их мнению должна была происходить реставрация капиталистического строя.
Напомню, что в 1936-38 годах на судебных процессах выявилась концепция глобального антисоветского «правотроцкистского» заговора, включающего в себя  верхушку советского общества
Обвинение гласило, все было так
  • Это был заговор ставящий своей целью реставрацию капитализма
  • Заговорщики намеревались свергнуть правящий в СССР режим
  • Заговорщики вступили в сговор с зарубежными державами
  • Заговорщики планировали содействовать поражению СССР в будущей войне
Казалось бы, что тут общего с Троцким? Сам Троцкий выступал  против московских процессов и называл их «фальсификациями», отрицал свою причастность. Но ведь он сам имел ввиду именно это.
Теория антисоветского «правотроцкистского» заговора  -- это инверсия  теории  Троцкого о «термидоре» и «бонапартизме», как путях «буржуазного перерождения советской бюрократии», изложенной в «Преданной революции»
Вот что писал Троцкий:
«Сталинский режим… представляет явную вариацию бонапартизма, нового, еще не виданного в истории типа» .
Далее, Троцкий пишет о «термидорианском перерождении Советской власти»:
«Советский  термидор мы определили, как победу бюрократии над массами... Революционный  авангард  пролетариата  оказался частью поглощен аппаратом  управления  и   постепенно   деморализован,   частью уничтожен  в  гражданской  войне,  частью отброшен и раздавлен» .
Термидор неизбежно вызывает социальное расслоение советского общества Троцкий пишет:
«Подъем   благосостояния   командующих   слоев  начинает  далеко обгонять подъем жизненного  уровня  масс.  Рядом  с  повышением государственного  богатства  идет  процесс  нового  социального расслоения» . 
Троцкий считает, что «такой социализм  не  может  не  казаться  массам  новой  перелицовкой капитализма.  И эта оценка не столь уже ошибочна» .
 По сути,  Троцкий говорит об угрозе буржуазного перерождения СССР (буржуазного заговора) и считает,
 «что если этот процесс начнется, он встретит немало  готовых  слуг  среди нынешних  бюрократов,  администраторов,  техников,  директоров, партийных секретарей, вообще привилегированных  верхов» .
Единственной преградой этому служили «ленинские традиции большевиков»: «Противовесом  бюрократии,  с  первых дней советского режима, служила партия.  Если  бюрократия  управляла  государством,  то партия  контролировала  бюрократию. 
Зорко  блюдя за тем, чтобы неравенство не  переходило  за  пределы  необходимости,  партия всегда  находилась  в  состоянии то открытой, то замаскированной борьбы с бюрократией» .
Однако, признает Троцкий, в СССР эта сила почти отсутствует:
«Историческая роль фракции Сталина состоит в том, что она уничтожила это раздвоение,  подчинив  партию  ее собственному   аппарату  и  слив  этот  последний  с  аппаратом государства.
Так создался нынешний тоталитарный  режим.  Победа Сталина  тем именно и была обеспечена, что он оказал бюрократии эту немаловажную услугу» .
Наконец, опасность для дела коммунизма усугубляется внешнеполитической ситуацией:
 « Можно ли, однако, ожидать, что из предстоящей великой  войны Советский  Союз  выйдет  без  поражения?  На прямо поставленный вопрос ответим столь же прямо: если  б  война  осталась  только войною,   поражение  Советского  Союза  было  бы  неизбежно. 
В техническом,  экономическом  и   военном   смысле   империализм несравненно   могущественнее.   Если  революция  на  Западе  не парализует  его,  он  сметет  режим,  вышедший  из  Октябрьской революции» .
Троцкий специально полемизирует с надеждами на возможность избежать антисоветского союза империалистических государств:
«империалистские  антагонисты  всегда  найдут  компромисс,  чтоб помешать военной победе Советского Союза» .
Особенно очевидна эта перспектива стала после прихода к власти Гитлера. 
Троцкий писал, что  нацизм станет союзником советской элиты стремящейся к реставрации буржуазного строя
И эти предатели в конечном счете помогут Германии выиграть войну
В СССР выявили таких предателей -- группу военных, но Троцкий сразу заявил, что это дело "фальсификация" Сталина
Но Троцкий ведь сам писал что предатели будут помогать врагам СССР, а кто лучше поможет на войне чем военные?
Троцкий постоянно пишет о перерожденцах, но никогда не называет конкретных имен

Суммируем - оба лидера мирового рабочего движения говорят об одном:
  • часть партийной и советской бюрократии «разложилась», разорвала с идеалами социализма и стремится  к защите своих привилегий,  следствием этого может стать реставрация капитализма;
  • эта социально-политическая группа пытается  вступить в тактический сговор с империалистами Германии;
  • Поражение СССР в будущей войне неизбежно
  •  перерожденцы в партэлите помогут Германии одержать победу в войне
  • противостоять этим тенденциям может только ленинская партия
Мы видим эти несколько тезисов и сразу видно, что не все они верны. СССР выиграл войну, доказав ошибочность .заявления Троцкого.
Но Троцкий ведь в чем то прав, а в том, что перерожденцы – это союзники Гитлера и враги социализма.
Прав ли он, что ленинская партия могла бы этому противостоять? Едва ли, потому что это партия прогнила, а все «истинные» ленинцы сами занимали важные посты в бюрократической системе
..................................
Так ради чего предатели шли на предательство?
Главным яблоком раздора являлось распределение материальных благ.
Там, писал Л.Д. Троцкий, «где отдельная комната, достаточная пища, опрятная одежда все еще доступны лишь небольшому меньшинству, миллионы бюрократов, больших и малых, стремятся использовать власть прежде всего для обеспечения собственного благополучия»
Тем не менее Троцкий писал следующим образом, дополняя все вышенаписанное:
"Наблюдая зарождение этого процесса еще в 30е годы, Л.Д. Троцкий писал:
«Постоянный рост неравенства – тревожный сигнал. Группы менеджеров не будут бесконечно удовлетворяться потребительскими привилегиями. Рано или поздно они попытаются сформироваться в новый имущий класс, экспроприируя государство и становясь владельцами – акционерами трестов и концернов»
Причины этого Л.Д. Троцкий видел в «неустойчивости прав бюрократии» и в «вопросе о судьбе потомства». Чтобы передать свои привилегии детям, «недостаточно быть директором треста, нужно быть пайщиком».
Он писал так:
«Превращаясь в новую буржуазию, – бюрократия, следовательно, по необходимости вступит в конфликт со сталинизмом»
Троцкий прямо писал что конфликт Сталина и советско (т.е. партийной) бюрократии был неизбежен
Этим он дал понять что Сталин и правящая номеклатура разные понятия
.................
Трудно сказать, что здесь - заимствование или схожие пути размышления.  «Преданная революция» была закончена Троцким 5 августа 1936, Сталин ее получил, видимо, где-то в начале 1937.
Что все это значило? Скорее всего,  кажется вероятнее, что мы имеем дело с общей реакцией социалистического сознания на возникшие проблемы.
А они  таковы:  строительство социализма в СССР в основном закончилось, но в результате у власти оказалась привилегированная  бюрократическая группа, партия переживает кризис ценностей, в обществе зреет глухое недовольство, в связи с несоответствием  между провозглашенными идеалами и реальностью
СССР находится в буржуазном окружении, более того, с момента прихода фашистов к власти в Германии, создалась угроза единого антисоветского лагеря.
………………..
А элита правда перерождалась. Вот только пара свидетельств
Приведу страничку из дневника Марии Сванидзе, позже репрессированной  родственицы Сталина, от 20 ноября 1936 г.:
«...Кругом я вижу вредительство и хочется кричать об этом... Я вижу вредительство в том, что Дворец Советов строится на такой площади, что это влечет за собою уничтожение, может быть, ста хорошо построенных и почти новых домов. Это при нашем-то жилищном кризисе ломать прекрасные дома и выселять десятки тысяч людей неизвестно куда.
 Что, нельзя было для Дворца Советов выбрать площадку в два га за пределами старой Москвы, хотя бы на Воробьевых горах, и там создать новый район, не разрушая города, оставив так, как есть район бывшего Храма, ну на ближайшие десять-двадцать Сет.
Зачем озлоблять целую массу народа? Зачем тратить лишние деньги на сломы? Я понимаю, ломать лачуги, но ломать 4-этажные хорошие дома, не понятно.
С самого начала я была не согласна с утвержденным планом реконструкции Москвы в части реконструкции старого центра.
А какие чудесные деревья вырубают, уничтожили все скверики для детей, залили асфальтом уродливые, неухоженные площади, никому не нужные, по которым происходит совершенно хаотическое движение людей. Ах, всего не напишешь.
А толпа, которая производит впечатление оборванцев, – где работа легкой промышленности? Где стахановское движение, где Виноградовы и пр., и т.п. За что ордена, почему цены взлетели на 100%, почему ничего нельзя достать в магазинах, где хлопок, лен и шерсть, за перевыполнение плана которых раздавали ордена?
Что думают работники Легпрома, если они не вредители, будут ли их долго гладить по головке, за то, что они в течение 19 лет не смогли прилично одеть народ, чтоб весь мир не говорил о нашей нищете, которой нет, – мы же богаты и сырьем, и деньгами, и талантами.
Так в чем же дело, где продукция, где перевыполнение плана? А постройка особняков и вилл, а бешеные деньги, бросаемые на содержание роскошных домов отдыха и санаториев, никому не нужная расточительность государственных средств, что говорить, я люблю свою родину, я хочу ее видеть счастливой, нарядной, светлой, культурной и счастливой, это должно быть при нашем строе, но этому мешают, мешают на каждом участке строительства жизни, и надо беспощадно с этим бороться, надо раскрыть пошире глаза и насторожить уши, надо научиться думать, а не куковать, надо трезво критиковать и осмысленно поправлять ошибки.
Я буду еще много писать и волноваться на эти темы, я ненавижу людей, которым все – все равно, лишь бы они все имели, к сожалению, у нас много людей, которые говорят и делают, как Людовик XV: «После нас – хоть потоп».
А вот еще одно свидетельство, супруги «безвинной жертвы сталинизма». Это я о Роберте Эйхе
Роберт Эйхе был настоящим царем в своем регионе
Сергей Наумович  Миронов, урожденный Мирон Иосифович Король прибыв в качестве нового главы УНКВД по Запсибкраю, стал жить по королевски

Дворцы, снега, простая жизнь великосветского общества. Супруга Эйхе о быте в Новосибирске:
«В Новосибирске нам предоставили особняк бывшего генерал-губернатора. В воротах, оберегая нас, стоял милиционер.
Там был большой двор-сад, в нем эстрада, где выступали для нас приезжающие местные актеры, и еще отдельный домик-бильярдная. В самом дворце устроили для нас просмотровый кинозал.
И я, как первая дама города, выбирала из списка, какой именно кинофильм сегодня хочу посмотреть.
У меня был свой «двор», меня окружали «фрейлины» – жены начальников. Кого пригласить, а кого нет, было в моей воле, и они соперничали за мое расположение. Фильмы выбирала я, с ними только советовалась.
Мы, бывало, сидим в зале, смотрим фильм; «подхалимы» несут нам фрукты, пирожные… Да, да, вы правы, конечно, я неверно употребляю это слово.
 Точнее сказать «слуги», конечно, но я называла их подхалимами – уж очень старались они угодить и предупредить каждое наше желание. Они так и вились вокруг нас. Их теперь называют «обслугой» (не «прислугой» – прислуга была у бывших)…
Если супруги Мироновы поднимались в особняке Эйхе, то скорее всего по этой лестнице

Далее:
………………………
… Несут пирожные, знаете какие? Внутри налито мороженое с горящим спиртом, но их можно было есть не обжигаясь. Представьте себе, в полутьме зала голубые огоньки пирожных. Я-то, правда, не очень их ела, берегла талию, ела чаще всего одни апельсины.
Мои придворные дамы и пикнуть не смели против меня, те же подхалимки…
…………
Вскоре, как мы приехали, мы были приглашены к Эйхе.
Роберт Индрикович Эйхе, когда-то латышский коммунист, был теперь секретарем Западно-Сибирского крайкома.
И вот представьте себе. Зима. Сибирь. Мороз сорок градусов, кругом лес – ели, сосны, лиственницы. Глухомань, тайга, и вдруг среди этой стужи и снега в глубине поляны – забор, за ним сверкающий сверху донизу огнями дворец.
Мы поднимаемся по ступеням, нас встречает швейцар, кланяется почтительно, открывает перед нами дверь, и мы с мороза попадаем сразу в южную теплынь. К нам кидаются «подхалимы», то бишь, простите, «обслуга», помогают раздеться, а тепло, тепло, как летом.
Огромный, залитый светом вестибюль. Прямо – лестница, покрытая мягким ковром, а справа и слева в горшках на каждой ступени – живые распускающиеся лилии. Такой роскоши я никогда еще не видела! Даже у нас в губернаторском особняке такого не было.
Входим в залу. Стены обтянуты красновато-коричневым шелком, а уж шторы, а стол… Словом, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Встречает сам Эйхе – высокий, сухощавый, лицо строгое, про него говорили, что он человек честный и культурный, но вельможа.
Пожал руку Сереже, на меня только взглянул – я была со вкусом, хорошо одета, – взглянул мимоходом, поздоровался, но как-то небрежно. Я сразу это пренебрежение к себе почувствовала, вот до сих пор забыть не могу…
Впрочем, за столом он старался быть любезным, протянул мне меню первой, спросил, что я выберу, а я сама не знала, глаза разбегаются. Я и призналась – не знаю… А он говорит мне, как ребенку, упрощая снисходительно, даже ласково:
– А я знаю. Закажите телячьи ножки фрикассе.

<…>

Я говорила, как нас принимал Эйхе на даче-дворце в лесу. После этого мы встречались с ними не раз. У них была еще дача, меньше той, но тоже роскошная, только уютнее, милее.
Однажды мы приехали туда вдвоем. На даче – только Эйхе и его жена (слуг я не считаю)…» 
Действительно, чего их, слуг , считать. Не для того революцию делали, в конце концов
Миронов-Король и Эйхе очень желали стать по настоящему богатыми, а не просто элитным пайщиками

Это только пара примеров. Почти по всей стране партэлита разлагалась
…………………
А что думал по всему этому Сталин? Сталин ясно полагал откуда исходит опасность, о чем он прямо сказал на пленуме весной 1937 года:
«Нынешние вредители и диверсанты – это большей частью люди партийные, с партийным билетом в кармане, - стало быть, люди формально не чужие…
Их сила состоит в  партийном билете, в обладании партийным билетом.
Их сила состоит в том, что партийный билет дает им политическое доверие и открывает им доступ по все наши учреждения и организации»
Сталин прямо указывал что основная опасность исходит от людей входящих в партию
Иными словами от оборотней, притворяющихся коммунистами.

1 комментарий:

  1. Все-таки жесткими,жестокими средствами до начала войны этих совбуров(советские буржуи- выражение такое было)почти искоренили.Но по окончании войны высший генералитет повез домой трофеи вагонами и эшелонами. Опять пришлось им и женам их втолковывать,что это не по-советски.Когда высшее начальство не тащит себе и своим деткам отовсюду,а живет скромно- как Цюрупа,Дзержинский,Чичерин,Сталин,то эта беда преодолима А если нет,то сами понимаете .

    ОтветитьУдалить