суббота, 14 ноября 2015 г.

МАКС ВЕБЕР. КАК ОТКРЫВАЛИ ПРИРОДУ КАПИТАЛИЗМА?

Катасонов ВеберМакс Вебер — «Эйнштейн в социологии»
Сегодня у всех на слуху имя немецкого социолога Макса Вебера (1864–1920). В своей нашумевшей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он дал (как считают многие современные почитатели Вебера) исчерпывающий ответ на происхождение капитализма*.
*Одно из изданий книги: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. — М.: Ист-Вью, 2002. С книгой также можно ознакомиться в Интернете.
Капитализм как общественно-экономический строй можно сравнить с деревом, у которого есть видимая часть (ствол, ветви, листья), а есть невидимая часть — корни. Большинство социологов и экономистов изучает видимую часть этого диковинного дерева — его экономику, право, политику, культуру. А вот М. Вебер решил взглянуть на невидимую, корневую часть дерева — духовно-нравственное устроение общества. И дал чёткий ответ: корнями капитализма является протестантизм и его этика.
Сегодня основные идеи Вебера, касающиеся роли протестантской этики в становлении капитализма, очень популярны и воспроизводятся в учебниках по истории, социологии и экономике. Поэтому кратко напомним суть теории Вебера.
1. Протестантизм исходит из представления, что все люди изначально (ещё до рождения) делятся на «избранных» и «прочих». Внешний, видимый признак «избранности» — деловой успех и богатство человека.
2. Человек в течение своей жизни мучается вопросом: «избранный» он или нет? Для этого он стремится добиться материального успеха и удостовериться в своей «избранности».
3. Материальный успех в протестантизме достигается за счёт полной самоотдачи человека в сфере своей профессиональной деятельности, а также за счёт аскетического образа жизни, в чём и проявляется в первую очередь служение человека Богу.
4. Протестантизм с его своеобразной этикой богатства обладает наибольшим «духом капитализма», и он внёс основной вклад в становление и развитие капитализма.
Комментаторы Вебера с разной степенью детализации описывают теорию немецкого социолога и нередко добавляют что-то «от себя». Количество публикаций о Вебере и его теории сегодня исчисляется тысячами**. Вебер сейчас — непререкаемый авторитет в социологии. Фрэнсис Фукуяма, современный философ и политолог, назвал работу Вебера «самым известным социологическим трактатом за всю историю человечества». Самого автора работы «Протестантская этика и дух капитализма» называли «Эйнштейном в социологии».
**Наиболее известные работы на русском языке:
А.И. Патрушев. Расколдованный мир Макса Вебера. — М.: Изд-во МГУ, 1992;
Е.И. Кравченко. Макс Вебер. — М.: Весь Мир, 2002;
Марианна Вебер. Жизнь и творчество Макса Вебера. — М.: РОССПЭН, 2007.
П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. — М., 1991;
П.П. Гайденко. Социология Макса Вебера//История буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1979;
Ю.Н. Давыдов. Макс Вебер и современная теоретическая социология. — М.: Мартис, 1998;
Дж. Льюис. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. — М., 1981.
Несмотря на столь высокий «рейтинг» Вебера и его работы, полной убедительности в верности теории знаменитого немецкого социолога не возникает. У Вебера при жизни было много оппонентов. Теперь их стало ещё больше. Многие логические построения Вебера оказывались слишком зыбкими. Кроме того, некоторые моменты (особенно касающиеся догматики протестантизма) Вебер, по нашему мнению, просто присочинил.
Казалось, у Вебера был один совершенно «железобетонный» аргумент в пользу своей теории: в странах, где после Реформации протестантизм стал доминирующей религией, капиталистическое развитие шло намного быстрее, чем в тех странах, которые остались преимущественно католическими. К первой категории стран в первую очередь относились: Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Соединённые Штаты Америки, Германия. Ко второй — Испания, Италия, Португалия, Франция. На этот счёт имелась соответствующая статистика, и, казалось, никаких оснований для сомнений в правильности вывода Вебера быть не может.
Однако главный оппонент Вебера Вернер Зомбарт подверг серьёзному сомнению данный аргумент Вебера, предложив своё, не менее убедительное объяснение различий в динамике развития двух групп стран: католические страны, сохраняя юридические и религиозно-нравственные ограничения на развитие капитализма, «выталкивали» за пределы своих границ наиболее капиталистически «заряжённую» часть населения — евреев. Евреи эмигрировали в протестантские страны и активно строили там капитализм.
Обращено внимание и на то, что в протестантских странах темпы развития капитализма оказывались неодинаковыми. Например, в Германии они были намного ниже, чем, скажем, в Нидерландах или Англии. В этом отношении Германия находилась ближе к католическим странам, чем к Нидерландам, Англии или Америке. У Вебера и на это замечание готов ответ: протестантизм очень разный; в Германии преобладает такая его разновидность, как лютеранство, которое не имеет необходимого потенциала капиталистического развития. А вот в Нидерландах, Англии и Америке — другие разновидности протестантизма. Это кальвинизм и пуританизм. Дадим краткую справку по этим двум ветвям протестантизма.
Пуританизм — от английского слова pure — «чистый». Пуритане хотели «вычистить» англиканскую церковь (направление протестантизма, возникшее в Англии) от уцелевших элементов католицизма. Как сообщает энциклопедия, пуритане «требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами (пресвитерами), удаления из церкви украшений, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения других церковных обрядов (то есть создания «дешёвой» церкви, отвечающей интересам буржуазных кругов). «Мирская этика» П. поощряла скопидомство, расчётливость, поклонение богатству и презрение к бедности, трудолюбие. П. отличало бесстрашие, упорство в достижении целей, религиозный фанатизм, уверенность в своей «предызбранности»».
Кальвинизм — одно из главных направлений протестантизма, которое было основано в Женеве в 1536 году. Кальвинизм получил своё название по имени его основателя — Жана Кальвина (1509–1564), французского юриста, теолога и проповедника. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию Церкви в XVI веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из Церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому кальвинистское богословие характеризуется склонностью к рационализму и большим недоверием к мистике. Основные течения современного кальвинизма — пресвитерианство, реформаторство, конгрегационализм. Кальвинистские взгляды глубоко проникли в иные протестантские деноминации (баптисты, методисты, пятидесятники, евангельские христиане и другие).
Катасонов Вебер-2Жан Кальвин — основоположник протестантской этики
По мнению Вебера, именно пуританизм и кальвинизм (а не лютеранство) обладают мощным потенциалом капиталистического развития. Вебер, к примеру, обращает внимание, что Лютер и его последователи решительно выступали против ростовщичества в то время, как Кальвин и его последователи реабилитировали и легализовали взимание процента по ссудам.
У критиков Вебера ещё один аргумент против его теории: протестантизм (в форме кальвинизма и пуританизма) появился лишь в XVI–XVII веках, а человечеству капитализм к этому времени был уже хорошо известен. Речь идёт прежде всего о древнем капитализме Ассирии, Вавилона, античной Греции и античного Рима. Кстати, представление о существовании древнего капитализма и его особенностях Вебер получил благодаря работам известных немецких историков Теодора Моммзена и Эда Майера, которые написали свои основные труды во второй пол. XIX века. Им принадлежит приоритет в открытии древнего капитализма.
В Средние века капитализм уже процветал в городах-полисах Южной Италии (Флоренция, Генуя, Венеция и других). У Вебера и на это замечание находится ответ: до Реформации человечество имело лишь «нецивилизованный» капитализм. Протестантизм породил иной, «цивилизованный», капитализм.
В чём же отличие «протестантского» капитализма от более ранних форм? В первую очередь в том, что в условиях «протестантского» капитализма прибыль получается в основном без прямого насилия: «Капитализм, безусловно, тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к “рентабельности”. И таким он должен быть…
Капиталистическим мы будем называть здесь такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования обмена, т.е. мирного (формально) приобретательства». Мы не находим у Вебера чёткого разграничения капитализма на «цивилизованный» («протестантский») и «нецивилизованный» («старый»).
Âûñòàâêà "Àëìàçíûé ôîíä" Ãîõðàíà ÐîññèèФото Бориса Кавашкина — ТАСС
Сделать Веберу это крайне трудно по одной простой причине: в протестантских странах «цивилизованный» капитализм начинался именно с убийств и разбоя, которые в учебниках по истории и экономике называются «первоначальным накоплением капитала» («огораживания», «борьба с бродяжничеством», колониальный разбой и т.п.).
Впрочем, и после завершения этапа «первоначального накопления капитала» капитализм не брезговал и не брезгует любыми способами приобретательства — как мирными, так и военными (силовыми). В конечном счёте две мировые войны в XX веке — результат борьбы капиталистов за передел мировых ресурсов. За многими так называемыми мирными способами капиталистического приобретательства чаще всего стоит угроза силового принуждения.
Валентин Катасонов, доктор экономических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий