воскресенье, 14 июня 2015 г.

Она поклялась, что не предаст русских…. Интервью с Екатериной Великой

Она поклялась, что не предаст русских…. Интервью с Екатериной Великой
Интервью с Екатериной Великой, основанное на ее текстах и изречениях.
Ваше Императорское величество, вы достигли всего, чего хотели, в восприятии моих современников жизнь ваша была блестящая от начала и до конца. Вы всегда были в форме, физически бодры, с детства вы имели все, что душа пожелает, потом вы стали удачливой императрицей… В чем причины вашего успеха?
Говорите, что я всегда была счастлива? Я вам кое-что расскажу, это относится ко временам моего замужества. Дворец был полон интриг, царица Елизавета ценила мой ум, но это была властная женщина и не очень добрая ко мне. Муж меня ненавидел. И вот однажды я была в таком состоянии духа, что взяла большой нож, который лежал у меня на столе, и решила вонзить его себе в сердце. Нож был не очень остер и застрял в моем корсете, в это время в комнату вошла моя служанка, она схватила этот нож, она была умна и стала уговаривать меня и утешать. Я пришла в себя.
А что стало с этой вашей служанкой?
Сейчас она замужем за полковником. Я не забываю людей, которые делали мне добро. Никогда не забываю, что бы потом с ними не происходило!
Так это главный секрет вашего успеха, что вы не забывали людей, которые сделали вам добро?
Это один из секретов. Я взяла за правило ни при каких обстоятельствах не оскорблять людей, не унижать их человеческое достоинство.
Вот как! У нас сейчас считается хорошим тоном, если есть возможность, показать человеку, что он ниже тебя.
Мой вам совет, будьте мягки, сострадательны, доступны и щедры. Ваше величие не должно мешать вам снисходить к малым людям, это можно делать так, что ваше величие никоим образом не пострадает от этого. При дворе Елизаветы, окруженная врагами, я сумела уважительным отношением к самым разным людям получить очень многих друзей, которые не предали меня никогда потом.
Вы, немка, оказались на русском престоле, правили, чуть ли, не дольше всех русских государей. Достаточно ли просто уважать людей для этого?
Я люблю Россию. Русский есть особенный народ во всем свете. Когда я стала невестой великого князя Петра Федоровича, девочкой четырнадцати лет меня повезли в Россию, на границе нас встретили русские конные гвардейцы. Какие это были красавцы! Их речь звучала, как падающий водопад! Они приветствовали меня, как свою будущую государыню. И я не испытывала никакого страха при виде этих огромных мужчин, только восторг и благодарность! Я чувствовала всем своим существом, что они готовы защищать меня и умереть за меня! Я сжала кулачки и поклялась тогда, что никогда не предам русских!
Вот-вот, молва говорит, приходом к власти вы обязаны храбрым мужчинам. И потом вы опирались на фаворитов. Сколько их было?
А как вы сами думаете? (Императрица смеется)
Историки насчитали двенадцать человек.
Почти правильно. Я опиралась не просто на некоторых мужчин, я опиралась на русских офицеров и солдат! Меня поддержала гвардия! Мой муж не любил Россию и русских, и взял за привычку им это говорить.
А вы — наоборот. Вы хвалили Россию и русских, вы так хитрили?
Я хотела быть хорошей женой, я старалась быть женой, это все, что занимало мой ум сначала, но я была отвергнута, нелюбима… А русские мужчины, которые меня окружали, были такими красивыми!
Вашим первым любовником был Сергей Салтыков…
Он был прекрасен, как май! Так что я не хитрила, я любила русских мужчин. И всегда стремилась найти не любовника, но мужчину, который может быть моим мужем. Наши отношения Григорием Орловым длились 11 лет!
И гибель вашего мужа на вашей совести?
Русская армия разгромила Фридриха Великого, моего родственника, кстати. Дважды русская армия разбивала его доселе непобедимую армию пух и прах! России отошла восточная Пруссия с Кенигсбергом, Россия силой своих штыков утвердилась в Европе. И тут мой супруг, Петр Федорович, стал императором после смерти Елизаветы. Он аннулировал все результаты победы, он вернул Фридриху все завоеванное, он восхищаться Фридрихом, как ребенок и послал русские полки воевать уже на стороне Фридриха. Этот глупец сам подписал себе смертный приговор. Если бы я любила его, то разделила бы его участь, но я его ненавидела. Моим близким другом стал Григорий Орлов. Братья Орловы были людьми, которые физически не знали, что такое страх. Их прадеда стрельца Петр I не предал казни только потому, что тот абсолютно бесстрашно себя вел. Это у них наследственное. Когда рядом со мной были братья Орловы, я тоже не знала страха, это особенность любой женщины, рядом со смелым мужчиной она ничего не боится.
И вот вы пришли в казармы Измайловского полка, братья Орловы взбунтовали гвардейцев, те объявили вас царицей и все? Вот так просто произошел переворот?
Перевороты так просто не происходят (смеется). Против Петра Федоровича были все — русская знать, русская армия, русская гвардия. Вопрос об его отстранении от власти был решен, но кто взамен его?
Говорят, что гвардейцы хотели обвенчать вас с Григорием Орловым, чтобы дать новую уже русскую династию. Что же не получилось?
Этого хотели гвардейцы, но русская знать хотела видеть на престоле законного наследника, моего сына Павла. И они не могли договориться. Вот так я, немка, попала на русский престол и осталась на нем.
Все знают братьев Орловых, но мало кто знает других участников переворота.
О, их было очень много! Например, граф Разумовский, родной брат фаворита Елизаветы. Это был очень веселый человек приблизительно моих лет. Однажды летом я жила на даче, это было еще при правлении Елизаветы, а его поместье было в двадцати верстах от нас, и вот он каждый день приезжал, обедал и ужинал с нами. Лет двадцать спустя мне пришло в голову его спросить, что заставляло его тогда приезжать к нам и делить скуку и нелепость нашего пребывания в Раево. Он мне сказал, не колеблясь: «Любовь». — Но, Боже мой, в кого вы могли у нас быть влюблены?» — «В кого? В вас». Я громко рассмеялась, ибо никогда в жизни это не подозревала.
Но ведь не все же вас любили?
Граф Панин не любил, это был ледяной человек. Но я обошлась с ним по-другому. Он говорил мне, что имеет смысл ограничить монархию в России, я ему не перечила. И он был уверен, что сумеет воплотить свою идею в жизнь.
То есть вы прекрасно понимали людей, и использовали их в нужном для себя направлении?
После того, как я оказалась на престоле, я использовала их в интересах государства Российского, я никого не арестовывала, никого не казнила, не ссылала, я просто очень хорошо видела, на что годен тот или иной человек.
И даже любовь не делал вас незрячей? Вот тот же Григорий Орлов, очень непростой человек.
Чтобы о нем ни говорили, он обладал орлиной проницательностью, я никогда не видела другого человека, который овладевал всяким делом, за которое он брался. Но характер его ума был производным от необычайной силы его тела и темперамента.
А что вы скажите о Суворове?
Суворов мне предан и в высокой степени неподкупен. Когда возникает какое-то чрезвычайно дело, я предпочту довериться только ему, но его должно держать в узде, чтобы его суровость не перешла границ.
О графе Безбородко говорили, что он безумно сластолюбив, особенно по части женщин не знатного происхождения, а ваш секретарь Храповицкий — горький пьяница!
Да? (смеется) А я и не знала. Эти двое так умны, таких ни при одном европейском дворе не найдешь. А они, оказывается, беспутные шалуны, не знала! (смеется)
Но все-таки современному человеку странно слышать, что такие слова, как любовь и верность, используют в политике… Политика прагматична и цинична… А вы говорите о своей любви к русским, об ответной любви…
Все так и было! Почти 12 тысяч человек знали о нашем заговоре неделю, и никто не предал! Графа Пасека арестовали, но он молчал о заговоре. Я спала в ту ночь, ко мне вошел совершенно спокойный Алексей Орлов и сказал, что пора. Мы прибыли в Измайловский полк, и полк присягнул мне. Мы отправились в Семеновский полк, но они уже шли навстречу нам с криками «виват». Тут же подходит Преображенский полк, тут же конная гвардия, она была в бешеном восторге! Полком командовал мой дядя, его не любили за то, что он немец! Вот они, вещи удивительные, а о том, что я немка, русские не думали, они знали, что я люблю их! В итоге я на престоле, мой супруг в каземате и попросил оставить ему только его любовницу, собаку, негра и скрипку, но, боясь скандала, я послала только три последние вещи!
Вы находились 34 года у власти, и этот век назвали «золотым веком». Россия действительно стала великой державой. Какие качества своего ума вы выделили еще, кроме того, что вы хорошо разбираетесь в людях и умеете направить их энергию в нужно русло? Выражаясь современным языком, вы занимались пиаром, вы переписывались с Вольтером и другими великими людьми Европы, они хвалили вас и Россию. И получали в подарок деньги.
Это мелочи. (Императрица улыбается) Ум мой прост и прямолинеен. Я не умею придумывать что-то в политике, но я не пропущу умную идею, которую высказывают окружающие меня, я уцеплюсь за нее, и найду человека, который сумеет воплотить ее в жизнь. Я дала Потемкину царские полномочия, и Россия получала на Юге огромные земли, новые города, он бы взял Константинополь, если бы не умер!
А вам не одиноко было в этом враждебном мире? Ведь чем сильнее становилась Россия, тем более ее не любили.
Чтобы лучше понять русский язык, я стала учить поговорки, и когда я слышала о том, что кто-то не любит русских и собирается на нас войной, я говорила так — дадим им всем звона!
07.12.2010 12:33:00
Источник: источник - rus-obr.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий