четверг, 26 февраля 2015 г.

Следственный Комитет: Есть основания для правовой оценки монетарной политики


aftershock.su


Следственный Комитет: Есть основания для правовой оценки монетарной политики; в Конституцию заложена "диверсия правового регулирования";


Аватар пользователя alexsword
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин:  
"Девальвация российского рубля проведена по крайне жесткому и болезненному для национальной экономики сценарию. Те последствия, которые она повлекла, дают  основания не только для экономической, но и, возможно, правовой оценки предпринятых мер монетарной (денежной) политики, а также поведению отдельных крупных игроков валютного рынка, которые в условиях очевидных рисков действовали подозрительно «четко», извлекая огромную выгоду...  
В России, как представляется, на данном этапе можно было бы ограничить простор для спекуляций валютой, например, определив максимальный размер маржи для таких операций, а также ввести обязательную продажу части валютной выручки экспортёрами, установив жесткую ответственность за нарушение этих требований, вплоть до уголовной...
В Конституции Российской Федерации оказалось положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством (этот принцип также включен и  в Уголовно-процессуальный кодекс России), тогда как в других государствах действуют более гибкие механизмы. И практика показывает (особенно международные события последнего времени), что указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами. Представляется, что устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость Российской Федерации в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства".
Полностью:

РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ, ПОСВЯЩЕННОЕ ИТОГАМ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА МИНУВШИЙ ГОД И ЗАДАЧАМ НА 2015 ГОД
Сегодня в Следственном комитете под председательством Председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина проходит заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за 2014 год и задачам на 2015 год.
В работе коллегии принимают участие руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов, заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Владимир Васильев, Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, Руководитель федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, Уполномоченный Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков, а также представители законодательной, исполнительной и судебной власти, руководители и представители структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководители следственных управлений в субъектах Российской Федерации.
Открыл расширенное заседание коллегии своим выступлением руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов, который подчеркнул, что «Следственный комитет – это достаточно молодое ведомство, свой сегодняшний статус он обрел всего 4 года тому назад, но за это время благодаря целенаправленной деятельности он стал значимым и востребованным звеном нашей правоохранительной системы».
В своем докладе Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин дал оценку результатам работы ведомства по основным направлениям деятельности за минувший год. «Этот год  для страны был непростым. Он был, образно говоря, годом проверки на прочность. Испытание пройдено успешно. Правопорядок в государстве остаётся стабильным, а авторитет и позиции России на международной арене крепнут. И подтверждение тому – недавние  Минские договоренности о мирном урегулировании военного кризиса на Юго-Востоке Украины. Следственный комитет не оставался в стороне от этих трагических событий. Мы оперативно возбуждаем  уголовные преследования в отношении военных преступников и националистов. Эти уголовные дела, а их возбуждено 39,  расследуются можно сказать, в боевой обстановке, собираются доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие». 
Говоря о количественных показателях преступности, Председатель Следственного комитета заявил, что «в результате профилактических мер  позитивная тенденция к сокращению преступности сохранилась. Общий массив преступлений уменьшился на 2%.Число убийств сократилось на 4%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 6%, изнасилований – на 3%».
Также Александр Бастрыкин акцентировал внимание на повышении раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений: «В результате слаженного взаимодействия с органами дознания, оперативными подразделениями МВД России и ФСБ России раскрываемость убийств достигла 89%. Раскрыто 652 убийства, а также более двух тысяч семисот (2 764) иных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в прошлые годы. Последовательно сокращается число уголовных дел, по которым не установлены виновные лица. Если в 2008 году удельный вес таких дел составлял почти 20%, то в 2014 году он сократился до 11%.
Кроме того, Председатель Следственного комитета озвучил результаты следственной работы, сообщив, что «в 2014 году рассмотрено почти 900 тысяч сообщений о преступлениях, возбуждено 140 тысяч уголовных дел. Окончено производством 120 тысяч уголовных дел, большинство из них направлено в суд (+4%).На 19% увеличилось количество дел, расследованных в срок до двух месяцев (74 124). Общий ущерб от преступлений составил более 78 миллиардов рублей. Следователями обеспечено возмещение ущерба на сумму почти 43 миллиарда (55% от суммы причиненного), что на 13% больше, чем в 2013 году.Большое внимание  уделено устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступления. По 93% уголовных дел (112 тысяч) следователями внесены представления, по которым более 20 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности».  
Наряду с этим Председатель СК России затронул тему расследования преступлений коррупционной направленности. Было отмечено, что в 2014 году в Следственный комитет поступило свыше 40 тысяч сообщений о коррупции, по которым возбуждено более двадцати пяти тысяч уголовных дел. Следствием окончено почти 11 тысяч уголовных дел, в том числе 48 уголовных дел в отношении организованных преступных групп. Всего количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам составило более 24 тысяч.
В своем докладе глава ведомства также отметил усиление в минувшем году правовых мер в отношении лиц особого правового статуса. Так, в 2014 году суд направлены уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, из них: 12 депутатов законодательного органа власти субъекта РФ, 38 сотрудников МВД России, 14 сотрудников СК России, 14 сотрудников прокуратуры, 2 судьи, 234 депутата органов местного самоуправления, 201 выборный глава муниципальных образований, 52 адвоката, 1 следователь органов наркоконтроля, 1 следователь ФСБ России.
Александр Бастрыкин особо отметил результаты плотного контакта Следственного комитета России со Счетной палатой Российской Федерации. «В формате совместной рабочей группы налажено непрерывное взаимодействие со Счетной палатой на стадиях как контрольных мероприятий, так и предварительного следствия. Опираясь на материалы  Счетной палаты, мы возбудили 17 уголовных дел».
Кроме того, Председатель СК России отметил достижения в одном из основных направлений деятельности следственных органов СК России – обеспечении эффективной защиты несовершеннолетних от преступных посягательств. «К сожалению, ежегодное число несовершеннолетних потерпевших достигает более 14 тысяч человек. Из них в 2014 году 3 634 пострадавших детей – в возрасте до 10 лет. По фактам убийств детей возбуждено 677 уголовных дел (в 2013 году –  623). В суды направлено более 8 тысяч уголовных дел о преступлениях, которые были совершены против несовершеннолетних. Работу по обеспечению неотвратимости наказания за подобные безжалостные преступления мы будем неотступно продолжать. Сделаем также упор на неотвратимости наказания должностных лиц за халатность» - сообщил глава ведомства.
В заключение своего выступления Председатель СК России обозначил задачи, которые предстоит решать Следственному комитету в текущем году.


Текст доклада Председателя Следственного комитета России на заседании коллегии.
***
Уважаемые коллеги!                   
Сегодня мы обсудим итоги работы Следственного комитета Российской Федерации за 2014 год и наметим задачи на 2015  год.
Но прежде всего хотел бы поблагодарить наших уважаемых гостей, которые при напряженном рабочем графике нашли возможность принять участие в заседании коллегии!
Позади очередной, уже четвертый, год деятельности Следственного комитета Российской Федерации. 
Этот год  для страны был непростым. Он был, образно говоря, годом проверки на прочность. Испытание пройдено успешно. Правопорядок в государстве остаётся стабильным, а авторитет и позиции России на международной арене крепнут. И подтверждение тому – недавние  Минские договоренности о мирном урегулировании военного кризиса на Юго-Востоке Украины.
Следственный комитет не оставался в стороне от этих трагических событий. Мы оперативно возбуждаем  уголовные преследования в отношении военных преступников и националистов. 
Эти уголовные дела, а их возбуждено 39,  расследуются можно сказать, в боевой обстановке, собираются доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие. 
Такую же работу мы провели во время военной агрессии в Южной Осетии в 2008 году. Но из-за отсутствия судебного органа, уполномоченного рассматривать такие уголовные дела, они до сих пор остаются без судебного разрешения. Необходимо создать такой судебный орган.
Кроме того, требуют четкой регламентации  механизмы в области  экстерриториального уголовного преследования компетентными органами России лиц, совершающих за рубежом военные и другие преступления, посягающие на интересы Российской Федерации.
Так, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует лишь порядок направления международного запроса о правовой помощи, в то время как в отдельных случаях  нужно провести ряд процессуальных мероприятий или даже предварительное расследование в целом на территории другого государства.
По нашему мнению, необходимо в национальном законодательстве четко прописать действия российских правоохранительных органов при расследовании преступлений указанных категорий.
Я заверяю, что Следственный комитет доведет расследования преступлений на Юго-Востоке Украины до своего логического завершения, чтобы в будущем не допустить, когда мирные граждане, наши соотечественники, дети гибли от рук националистов и военщины.
В целом же свою работу в 2014 году мы выстраивали, исходя из криминогенной ситуации в конкретных регионах Российской Федерации, необходимости создания обстановки безопасности для наших граждан, пресечения экстремизма, террористических вылазок, других опасных преступлений, развития экономики в условиях внешних ограничений.
В результате профилактических мер  позитивная тенденция к сокращению преступности сохранилась. Общий массив преступлений уменьшился на 2%.Число убийств сократилось на 4%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 6%, изнасилований – на 3%.
Совместными усилиями органов правоохраны изолированы многие особо опасные  главари и участники   организованных преступных групп.
Вынесен приговор руководителю межрегионального преступного сообщества, участники которого совершили более 40 убийств на территории г. Москвы, Московской, Ростовской и Челябинской областей. В Курганской области осужден лидер банды,  на счету которой 18  убийств и 7 разбойных нападений. В Приморском крае вынесен обвинительный вердикт членам банды, совершившим убийства  сотрудников полиции и многочисленные разбойные нападения. Осуждены участники так называемой Ореховской преступной группировки (г. Москва), на совести которых убийства   20  лиц, в том числе убийство в 1998 году старшего следователя военной прокуратуры Юрия Керезя. 
Пресечена деятельность хорошо вооруженной банды  из г. Воркуты, промышлявшей убийствами, захватами  заложников и легализацией преступных доходов. 
Благодаря четкой  работе наших следователей и оперативных сотрудников ФСБ и МВД России раскрыто нашумевшее убийство директора завода «Кока-Кола» Дмитрия Сошнева, а также убийства, совершенные  опаснейшей бандой  (ГТА) в отношении владельцев автотранспорта.
В результате слаженного взаимодействия с органами дознания  раскрываемость убийств достигла 89%. Раскрыто 652 убийства, а также более двух тысяч семисот (2 764) иных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в прошлые годы. Последовательно сокращается число уголовных дел, по которым не установлены виновные лица.
Если в 2008 году удельный вес таких дел составлял почти 20%, то в 2014 году он сократился до 11%. Раскрываемость преступлений положительно сказалась на состоянии преступности, уровень которой из года в год снижается.
Это хороший результат! Отношения с нашими профильными ведомствами выстроены на основе взаимопонимания, товарищеской поддержки, доверия! И я благодарю сотрудников Следственного комитета и наших коллег за проделанную работу!

Кратко остановлюсь на результатах следственной работы. 
В 2014 году рассмотрено почти 900 тысяч сообщений о преступлениях, возбуждено  140 тысяч уголовных дел.                                   
Окончено производством 120 тысяч уголовных дел, большинство из них направлено в суд (+4%).
На 19% увеличилось количество дел, расследованных в срок до двух месяцев (74 124).     
Требую не снижать планку достигнутых показателей и в возможно короткие сроки обеспечивать доступ граждан к правосудию.
Общий ущерб от преступлений составил более 78 миллиардов рублей. Следователями обеспечено возмещение ущерба на сумму почти 43 миллиарда (55% от суммы причиненного), что на 13% больше, чем в 2013 году.
Большое внимание  уделено устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступления. По 93% уголовных дел (112 тысяч) следователями внесены представления, по которым более 20 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.  
Год действительно был тяжелым, но мы его завершили с положительной динамикой. Хочу выразить благодарность руководителям следственных управлений Глущенко Александру Павловичу (Республика Адыгея), Кабурнееву Эдуарду Валерьевичу (Республика Дагестан), Могушкову Ибрагиму Шамсудиновичу (Республика Ингушетия),  Басманову Николаю Алексеевичу (Республика Коми),  Николаеву Павлу Михайловичу (Республика Татарстан), Никешкину Владимиру Анатольевичу (Удмуртская Республика), Мигушову Александру Петровичу (Чувашская Республика), Музраеву Михаилу Кандуевичу (Волгоградская область), Житеневу Григорию Яковлевичу (Кировская область), Трошину Олегу Александровичу (Пензенская область), Никитину Николаю Владимировичу (Саратовская область), Бугаенко Вадиму Олеговичу (Краснодарский край),   которые в равных деловых условиях смогли работать лучше других, добились наилучших результатов по рейтинговым показателям. 

Вместе с тем к руководителям некоторых следственных управлений у нас есть вопросы. Их отчеты мы заслушаем во второй части нашего заседания.
Мы используем все возможности для обратной связи с населением, широко освещаем свою деятельность в СМИ, активно сотрудничаем с Общественной палатой, другими институтами гражданского общества, что помогает действовать в русле чаяний наших граждан,  вовремя корректировать свою работу.
Благодаря открытой информационной политике в 2014 году на основных федеральных телеканалах  («Россия», «НТВ», «Вести 24», «Пятый канал», «ТВЦ», «Звезда», «РЕН») было показано почти 11 тысяч сюжетов о работе следователей Следственного комитета, что составило 32% от всего новостного эфира по правовой тематике.
Официальный сайт Следственного комитета в 2014 году посетило почти 14 миллионов человек. Количество писем в Следственный комитет достигло отметки в 300 тысяч.
Это говорит о том, что граждане нам доверяют.
Поэтому в повседневном общении с людьми, которые обратились к нам со своей бедой,  следует помнить слова Анатолия Федоровича Кони о том, что «…к работникам юридической профессии предъявляются по­вышенные моральные требования, что объясняется особым до­верием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций».
Поэтому мы и впредь будем остро реагировать на такие вопиющие факты, как всколыхнувшие всё общество своей безнравственностью действия директора магазина «Магнит» в г. Санкт-Петербурге в отношении участницы блокады Ленинграда Раузы Галимовой. Пережившая блокаду пожилая женщина в возрасте восьмидесяти одного года не перенесла по-хамски  показательной процедуры ее незаконного задержания и доставления в отдел полиции, где она скончалась от сердечного приступа.
В отношении директора магазина «Магнит» возбуждено уголовное дело, и оно будет доведено до логического конца.  
  
Уже ни у кого не вызывает сомнения, что разделение функций прокурорского надзора и предварительного следствия повысило уровень законности и качество результатов работы органов предварительного следствия.
В первую очередь положительно сказалось отсутствие теперь заинтересованности прокуратуры даже при наличии нарушений в стадии предварительного следствия направлять дело на рассмотрение в суд с тем, чтобы устранить их в судебном следствии. 
Таким образом, надзор  за следствием в органах МВД и органах Следственного комитета осуществляется прокуратурой с одних позиций. От этого выиграли как отдельные граждане, так и в целом наше общество.
В то же время это позитивно  отразилось на качестве предварительного следствия, так как руководители следственных органов убедились, что ошибки будут неизбежно выявлены. Я твердо заявляю, что именно такой подход органов прокуратуры к исполнению возложенных обязанностей и повышение уровня ответственности наших руководителей позволил снизить до 1 439 количество уголовных дел, возвращенных судами на доследование (до реформы таких дел было 5 047).
Нельзя не сказать и о том, что прокуратурой затрачиваются значительные усилия, чтобы вернуть себе полномочия, которые были у нее с 2002 года, что означало бы практически ликвидацию реформы. Хотя даже тех полномочий, которыми она обладает сейчас сверх достаточно, чтобы выполнять свои обязанности в этой сфере. Ни говоря даже о том, что очень много задач у прокуратуры по обеспечению законности в социально важных областях жизни страны (ЖКХ, здравоохранение, транспортная безопасность, экономика, защита семьи, несовершеннолетних и социально уязвимых слоев населения), о чем неоднократно говорил Президент Российской Федерации. 
Наши отношения с надзорным органом строятся на основе Закона о прокуратуре и Федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации, что позволяет взаимодействовать в сфере осуществления уголовного преследования, помня о том, что в итоге обвинительное заключение утверждается прокурором, и это  является самым важным механизмом прокурорского надзора. Именно прокурор принимает решение о направлении уголовного дела в суд.
Сейчас принят закон, который дает полномочия прокуратуре осуществлять так называемый общий надзор за деятельностью Следственного комитета (Следственный комитет как поднадзорный орган выделен в законе отдельно). Это позиция Президента Российской Федерации, и мы ее целиком поддерживаем.
Но не надо забывать, что прокуратура может проводить проверки исполнения законов только на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21 Закона о  прокуратуре). Мы рассчитываем, что прокурорские проверки будут проходить именно в таком режиме, иначе увеличится количество ненужной работы, следственные органы вместо того, чтобы расследовать преступления будут завалены необходимостью составлять различные справки.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что законные права и интересы участников уголовного судопроизводства должны соблюдаться неукоснительно.
Я считаю, что мы своевременно и остро реагируем на выявленные процессуальные нарушения следователей при проведении предварительного следствия.
В каждом случае проводим служебную проверку.  
В 2014 году к дисциплинарной ответственности привлечено 3 970 сотрудников, в том числе 1 293 руководителя районного звена и 56 руководителей следственных управлений и их заместителей.
Такой жесткой позиции мы будем следовать и дальше. Обеспечение прав и законных интересов граждан является для нас приоритетным. Любое отступление в сторону может повлечь привлечение к ответственности невиновного.
Как положительный фактор надо отметить сокращение в три раза – с 529 в 2006 году до 162 в 2014 году числа лиц, которые содержались под стражей и были реабилитированы на стадии предварительного следствия. В 4 раза (с 1 885 в 2006 году до 450 в 2014 году) уменьшилось количество лиц, оправданных судом. 
В 2014 году на 12% снизилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования (3 476), а их удельный вес (от числа направленных прокурору) не превышает трех с половиной процентов (3,3%). 
Если вы помните, на предыдущей коллегии была поставлена задача существенно сократить вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые в последующем отменялись. Все понимают, что этим сокращается объем вашей работы, граждане получают надлежащую правовую защиту, это разгружает руководителей следственных органов и прокуроров, вынужденных постоянно отменять необоснованные постановления.
Ставя эту задачу, мы требовали, чтобы в случаях необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела виновные привлекались к ответственности.
Над этой проблемой мы практически работали год, и результат – налицо.
Так, если в 2013  году было отменено 95 тысяч решений (94 686), то в 2014 году – 79 тысяч (-16,2%). А в сравнении с 2008 годом количество таких решений уменьшилось в три раза (с 239 602 до 79 322). Значительно (на 16%) сократилось  число таких отмен именно прокурорами (с 57 до 48 тысяч).
Сокращено и время проведения доследственных проверок – удельный вес сообщений, рассмотренных в срок более 10 суток,  уменьшился до 12%.
Но и это еще не предел. Мы должны добиться того, чтобы все решения об отказе в возбуждении уголовного дела были законными, обоснованными, объективными. В противном случае страдают интересы наших граждан.
Сроки следствия были «ахиллесовой пятой» во все времена. Как доследственные проверки, так и предварительное следствие чаще ведутся неоправданно долго. В это время граждане не могут получить компенсацию за причиненный преступлением вред.
Поэтому обеспечение разумных сроков досудебного производства стало предметом нашей постоянной заботы с тем, чтобы промежуток времени с момента совершения преступления до приговора был как можно короче.
Кончено, нельзя сбрасывать со счета правовую и фактическую сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, что объективно требует определенных временных затрат.
Но в законе прямо указано, что никакие обстоятельства, связанные с организацией работы органа дознания, следствия,  не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков (часть 4 статьи 6 прим. УПК РФ). Это установление  закона мы должны неукоснительно исполнять.
Предупреждаю, что спрос с вас, уважаемые коллеги,  на этом важнейшем участке работы снижаться не будет. И к концу первого полугодия текущего года требую добиться ещё более существенных результатов!
Только тщательная организация планирования, хорошо налаженное взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, а также жесткий процессуальный контроль  позволят нам добиться лучших результатов. Ни одна деталь не должна ускользать от внимания следователя!
Все условия результативной следственной работы у нас имеются. Научная база Академии Следственного комитета, современные методики расследования, добротное криминалистическое обеспечение и достаточное финансирование позволяют нам работать ритмично и уверенно.  
Следственный комитет оснащен самым современным криминалистическим оборудованием, что дает возможность  в кратчайшие сроки решать наиболее сложные задачи по экспертному сопровождению предварительного следствия.
А это крайне важно, если вспомнить слова  автора первого в России дореволюционного учебника по уголовному праву и разработчика методов исследования спорных моментов  правоприменительной практики Владимира Даниловича Спасовича. Он говорил: «Чтобы разобраться в огромном количестве доказательственного материала, собранного по делу, необходимо вооружаться огромным объемом специальных познаний, доказательства излагать в строгом логическом порядке, широко и умело используя специальные знания».
В связи с этим в Следственном комитете внедряются наиболее передовые средства и методики, созданы собственные экспертные подразделения, которые проводят уникальные исследования.
Между тем для дальнейшего развития собственной экспертной базы (созданной на основании  Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38)  требуется внести соответствующие дополнения в Федеральный закон о Следственном комитете и принять в обновленной редакции Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности (принят Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2013 года), дать возможность Следственному комитету формировать свои криминалистические учеты. Особенно это актуально по уголовным делам о преступлениях в отношении детей, о терроризме, серийных убийствах.
Здесь бы я просил поддержки депутатского корпуса, поскольку принятия федерального закона явно затянулось.
В 2014 году, понимая всю опасность экстремизма, мы ужесточили применение уголовно-правовых мер.
Возбуждено 591 уголовное дело о преступлениях  экстремистской направленности, что на 28% больше, чем в 2013 году.  Расследовано 4 уголовных дела об организации преступных экстремистских сообществ (обвинительные приговоры вступили в законную силу). Привлечены к уголовной ответственности 25 лиц за организацию деятельности экстремистских образований (в 2013 г. – 15).  Между тем практика показывает, что распространению экстремизма способствуют повсеместные нарушения Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 304-ФЗ, которым введен запрет продажи сим-карт в нестационарных торговых объектах (без фиксации личности приобретателя). Здесь соответствующими надзорными и контрольными органами должен быть наведен порядок.
Противодействие экстремизму особенно актуально в преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, а также в контексте того пути, который предстоит пройти нашей стране в условиях реализации антикризисных мер. И активная работа в этом направлении давно ведется.
В Республике Татарстан пресечена деятельность пяти членов экстремистского сообщества «Ат-Такфир Валь-Хиджра», которые готовили террористический акт путем подрыва железнодорожных путей. Приговором Верховного Суда республики все члены преступного сообщества осуждены к длительным срокам лишения свободы.
Свердловским областным судом к 10 годам лишения свободы приговорен организатор экстремистского сообщества «Фольксштурм», причастный к убийству двух и покушении на убийство семи человек.
В суд направлено 116 уголовных дел о преступлениях террористического характера.
Признаны виновными в нападении на г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) в 2005 году 57 участников вооруженного мятежа.
Изобличен бывший мэр г. Махачкалы Амиров, готовивший террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда. Раскрыты террористические акты, совершенные в г. Волгограде.
При оперативной поддержке ФСБ России из 742 тяжких и особо тяжких преступлений в Республике Дагестан в 2014 году раскрыто 721, то есть 98%! И как результат профилактики и четкого взаимодействия всех органов власти в этой республике не допущено ни одного террористического акта и раскрыты все (103) посягательства на сотрудников правоохранительных органов, в том числе убийство следователя Следственного комитета (Рамазанова). Преступники установлены, а те,  кто оказал сопротивление в ходе спецоперации по их задержанию, ликвидированы.
К сожалению, в бескомпромиссной борьбе  с преступностью мы несём и человеческие потери.
За эти годы мы потеряли тринадцать наших товарищей, большинство из которых погибли в Северо-Кавказском федеральном округе при исполнении служебных обязанностей.
Мы всегда будем помнить наших сотрудников, которые  ценой своей жизни до конца выполнили долг перед Отечеством. 
Несколько слов о положении дел в новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
На первоначальном этапе при активном участии Следственного комитета во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Государственной Думой и Советом Федерации был оперативно разработан и принят федеральный закон о применении положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации в Крыму и Севастополе, что позволило здесь быстро наладить работу правоохранительных органов.  
Практически «с нуля» нами образованы следственное управление по г. Севастополю и Главное следственное управление по Республике Крым, районные органы в этих субъектах, в которых служат сотрудники из 55 регионов России. Работают хорошо, дружно!
В Республике Крым в суд направлено  546 уголовных дел, а в Севастополе – 186.
Не оставили без внимания и преступления, совершенные в прошлые годы. Используя возможности созданных в Крыму аналитических групп, раскрыто 61 преступление, давность которых составляет от одного до 10 лет, в том числе 31 убийство. И по результатам социологического исследования жители Республики Крым уже реально почувствовали результаты нашей работы.
Вместе с тем многое ещё предстоит сделать и добиться того, чтобы предотвратить возможные финансовые злоупотребления при освоении денежных средств, выделяемых на развитие экономики Крыма.  
Основные усилия в 2014 году мы нацелили на пресечении  наиболее опасных проявлений коррупции. Количество возбужденных уголовных дел о взяточничестве возросло на 4% (возбуждено 11 432 уголовных дела). Понимая масштабы этого явления, работаем в тесном взаимодействии с органами дознания, поскольку эти латентные преступления выявляются в основном методами оперативно-розыскной деятельности. Стараемся формировать качественный материал для судебного рассмотрения. Осужденных к лишению свободы за коррупцию стало больше, более суровыми стали приговоры, что было отмечено Председателем Верховного Суда Российской Федерации на совещании судей по итогам работы за 2014 год.
В 2014 году следователи Следственного комитета направили в суд уголовные дела  о преступлениях коррупционной направленности в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом. В их числе: 12 депутатов законодательного органа  власти субъекта Российской Федерации, 6 руководителей и 32 следователя МВД России, 5 руководителей и 9 следователей Следственного комитета, 11 прокуроров и 3 помощника прокурора, 2 судьи, 1 следователь органов наркоконтроля, 1 следователь ФСБ России, 435 депутатов местного уровня, 52 адвоката, 45 членов избиркомов.
Всего же за 2014 год в Следственный комитет поступило свыше 40 тысяч сообщений о коррупции, по которым возбуждено более 25 тысяч уголовных дел. Завершено расследование по тринадцати тысячам уголовных дел (12 931), что на 6% больше.
В суд направлено почти 11 тысяч уголовных дел (+7%), в том числе 48 дел в отношении организованных преступных групп и два в отношении преступных сообществ.
В структуре направленных в суд уголовных дел увеличилось число наиболее опасных  коррупционных деяний, в том числе на 17% – о взяточничестве (с 5 805 до 6 805),   на  12% – о коммерческом подкупе (с 380 до 427), на 6% – о присвоении и растрате (с 658 до 701).
На 7% увеличилось число обвиняемых  по направленным в суд коррупционным преступлениям  (с 10 977 до 11 715).
Возмещение ущерба по делам о коррупции обеспечено на сумму почти 15 миллиардов рублей.
Налажен плотный контакт со Счетной палатой Российской Федерации. В формате совместной рабочей группы налажено непрерывное взаимодействие со Счетной палатой на стадиях как контрольных мероприятий, так и предварительного следствия. Опираясь на материалы  Счетной палаты, мы возбудили 17 уголовных дел.
По результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Следственным комитетом возбуждено и интенсивно расследуется уголовное дело по фактам хищений государственных средств (на сумму около 2 миллиардов рублей) руководителями Главного управления специального строительства по Дальневосточному федеральному округу при федеральном агентстве специального строительства («Дальспецстрой»),  выделенных для строительства космодрома «Восточный». Начальник «Дальспецстроя» Хризман арестован.
Усилены уголовно-правовые меры по точечной защите предприятий оборонно-промышленного комплекса от преступных посягательств, в частности в отношении объединенной судостроительной корпорации. Свою работу мы координировали с Контрольным управлением Президента Российской Федерации. Активно помогла Федеральная служба безопасности, был также задействован потенциал прокуратуры. 
В результате возбуждено 21 уголовное дело (выявленный ущерб от преступлений составил 6 млрд рублей). Направлено в суд 11 головных дел, по 3 из них состоялись судебные приговоры. Следователями обеспечено возмещение ущерба на общую сумму 5 миллиардов 546 миллионов рублей или 92%! 
Учитывая выделение значительных бюджетных средств на стабилизацию ситуации в экономике, будем выстраивать работу с контролирующими органами и оперативными службами таким образом, чтобы обеспечить незамедлительное реагирование уголовно-правовыми средствами на все факты преступлений в сфере экономической деятельности.
Кроме того, практика показала насущную необходимость установить уголовную ответственность для оценщиков за фальсификацию отчета об оценке. Именно благодаря подобным действиям с легкостью расхищаются государственные активы.
Экономический кризис затронул не только другие страны, но и нашу страну. В этих условиях бюджет Российской Федерации должен быть надежно защищен. Поэтому роль следственных органов в деле пополнения бюджета Российской Федерации налоговыми  платежами для стабильного развития экономики трудно переоценить.
С ноября 2014 года стал действовать новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Теперь уголовное преследование о таких деяниях может возбуждаться по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Новые нормы закона  уже дали эффект. Количество возбужденных уголовных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 11%. К концу 2014 года увеличилось на 33% число поступивших в Следственный комитет сообщений о налоговых преступлениях.
Всего же в производстве следователей Следственного комитета в 2014 году находилось 3 102 уголовных дела о налоговых преступлениях, что на 12% больше, чем в 2013 году. Обеспечено возмещение ущерба на сумму более 10 миллиардов рублей.
Полагаю, что результативность выявления налоговых преступлений и дальше будет повышаться, а суммы поступлений от налоговых платежей в бюджет увеличатся.
Еще один важный государственный вопрос – ситуация на валютном рынке.
Девальвация российского рубля проведена по крайне жесткому и болезненному для национальной экономики сценарию. Те последствия, которые она повлекла, дают  основания не только для экономической, но и, возможно, правовой оценки предпринятых мер монетарной (денежной) политики, а также поведению отдельных крупных игроков валютного рынка, которые в условиях очевидных рисков действовали подозрительно «четко», извлекая огромную выгоду.
И даже несмотря на замечания Президента Российской Федерации о том, что нет экономических предпосылок для дальнейшего спада национальной валюты, должные меры не последовали, и курс рубля продолжал существенно снижаться. В связи с этим возникает вопрос, а не было ли здесь так называемой контролируемой девальвации в интересах отдельных участников?
Если это так, то подобные действия могут быть квалифицированы как манипулирование валютным рынком и неправомерное использование инсайдерской информации.
Да и в настоящее время курс нацвалюты (63-65 рублей за доллар) значительно превышает реальный рыночный. По данным  Минэкономразвития, а также многих экспертов, есть все предпосылки для его коррекции на уровне 40-45 рублей за доллар. Следует разобраться, не является ли подобный курс продолжением спекулятивного манипулирования рублем в целях дальнейшего извлечения выгоды на курсовых колебаниях нацвалюты.
Подобная жесткая и глубокая девальвация, а также ее негативные последствия, дали повод американскому Президенту в выступлении перед Конгрессом США сказать, что российская экономика «разорвана в клочья». А кроме того, эти события формально взяты за основу при снижении до мусорного суверенного рейтинга России международными рейтинговыми агентствами, которые кормятся с руки Уолл- стритт.
И хотя все отлично понимают, что фактических оснований для этого не было, даже исходя из платёжного баланса России и беспрецедентно низкого внешнего долга, правильно проведенная девальвация не дала бы даже и такого надуманного повода для предвзятых выводов и снижения  рейтинга  России.   
В целях защиты рубля можно было бы предложить  рассмотреть вопрос о так называемом мягком ограничении рыночного курсообразования, так как нацвалюты, которые не являются валютами международных расчетов, более уязвимы для внешнего негативного воздействия. Именно поэтому страны, эмитирующие такие валюты, принимают меры в целях их защиты, вплоть до введения высокого налога с продаж иностранной валюты или даже полного запрета ее реализации неэкспортерам. В России же, как представляется, на данном этапе можно было бы ограничить простор для спекуляций валютой, например, определив максимальный размер маржи для таких операций, а также ввести обязательную продажу части валютной выручки экспортёрами, установив жесткую ответственность за нарушение этих требований, вплоть до уголовной. Правильное решение данного вопроса имеет важное социальное значение. 
Кроме того, мы неоднократно предлагали ввести уголовную ответственность юридических лиц. Она крайне необходима не только для внутренней стабилизации криминогенной обстановки, но и для экстерриториального уголовного преследования иностранных юридических лиц, на счета которых выводится добытые преступным путем денежные средства. В связи с тем, что юридическое лицо в России не является субъектом преступления, нам отказывают в преследовании его счетов за рубежом.
Напомню, что в международном уголовном праве и процессе действует принцип взаимности, который предполагает возможность международной правовой помощи при условии что деяние влечет уголовную ответственность в обеих странах, в том числе по признакам субъекта преступления. 
Особое внимание уделяем защите детей от преступных посягательств.
К сожалению,  ежегодное число несовершеннолетних потерпевших достигает более 14 тысяч человек. Из них в 2014 году 3 634 пострадавших детей – в возрасте до 10 лет. По фактам убийств детей возбуждено 677 уголовных дел (в 2013 году –  623). В суды направлено более 8 тысяч уголовных дел о преступлениях, которые были совершены против несовершеннолетних. Работу по обеспечению неотвратимости наказания за подобные безжалостные преступления мы будем неотступно продолжать. Сделаем также упор на неотвратимости наказания должностных лиц за халатность.
Уголовные преследования по таким делам мы ведем активно.
В Воронеже генеральному директору организации предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть ребенка (4-летний мальчик, не умеющий плавать, утонул в аквапарке «Фишка»). В Красноярском крае в рамках расследования уголовного дела по факту причинения ожогов в больнице двоим новорожденным возбуждено еще одно уголовное дело о халатности должностных лиц (новорожденным в Идринской районной больнице не была оказана квалифицированная медицинская помощь). В Иркутской области возбуждено уголовное дело в отношении чиновника по факту халатности, повлекшей смерть малолетнего ребенка (девочка была возвращена из Дома малютки обратно в неблагополучную семью, где 16-летняя мать злоупотребляла алкоголем, в результате чего она оставила дочь без верхней одежды на улице).
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации о защите прав детей совершенствуется ускоренными темпами. Вместе с тем проект федерального закона (№ 113185-6), предусматривающего уголовную ответственность за хранение детской порнографии, так и остается без движения, несмотря на то, что правительственной комиссией по профилактике правонарушений  концепция закона была одобрена ещё в марте прошлого года.
Я уже устал повторять, что хранение детской порнографии должно быть уголовно наказуемым. 
Затягивание с решением этого вопроса стимулирует оборот детской порнопродукции и педофилию в России, куда стекаются такие материалы из тех стран, где это деяние запрещено. 
Мы знаем, что участвующий в заседании коллегии Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Алексеевич Астахов всецело нас поддерживает.
Слово за депутатами!
Мы не прекращаем работу по совершенствованию национального законодательства. Полагаю, что определенную пользу обществу это уже принесло.
Получили хорошую правоприменительную реализацию новые уголовные нормы, направленные на пресечение рейдерских захватов предприятий, а также на предупреждение невыплаты заработной платы.
Хорошо показала себя сокращенная форма дознания по уголовным делам об очевидных преступлениях. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сокращенное дознание уменьшило временные затраты уголовного преследования, сократило  объем процессуальных издержек и обеспечивает разумный срок расследования и соблюдение прав граждан на скорейший доступ к правосудию.
По инициативе Следственного комитета расширена возможность конфискации имущества осужденного в случае недостаточности у него денежных средств.
Внесены в Государственную Думу разработанные в Следственном комитете законопроекты о противодействии коррупции и злоупотреблениям при приватизации, выводу капитала за рубеж в целях сокрытия от налогооблажения, уголовно-правовой защите предприятий, имеющих стратегическое значение, пресечении деятельности финансовых пирамид.
Законопроект  о введении уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовой пирамиды внесен группой депутатов в июле 2013 года, получил положительный отзыв Правительства Российской Федерации, но по непонятным причинам не принят.
На этом фоне вновь активизировались создатели финансовых пирамид, в том числе и небезызвестный Сергей Мавроди, который вовсю рекламирует свой новый проект МММ 2015.  Если им удастся соблазнить граждан, очередной всплеск общественного недовольства неизбежен.
По данным Администрации Президента Российской Федерации, Следственный комитет наиболее активен в законодательном поле. У нас действительно установились тесные контакты с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, правовыми подразделениями силовых ведомств. Общими усилиями мы стараемся исправить те деформации российского законодательства, которые произошли в 90-х годах в результате перестройки нашего общества на западный манер и ограничили суверенитет национального права.
Так, из отечественного уголовного судопроизводства был исключен основополагающий принцип (в том числе и для суда) полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, то есть установления объективной истины. Это отрицательно сказалось на качестве правосудия, доверии граждан к его справедливости, поскольку судья стал заложником спорящих сторон вместо того, чтобы разрешить уголовное дело по своему внутреннему убеждению.
Более того, в Конституции Российской Федерации оказалось положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством (этот принцип также включен и  в Уголовно-процессуальный кодекс России), тогда как в других государствах действуют более гибкие механизмы. И практика показывает (особенно международные события последнего времени), что указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами.
Представляется, что устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость  Российской Федерации в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства.
Нуждается в пересмотре институт преюдиции судебных решений по гражданским и административным делам для уголовного судопроизводства (статья 90 УПК РФ). Процедуры и предмет доказывания по гражданским и уголовным делам различны. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда из материалов уголовного дела следует недостоверность обстоятельств, указанных в решении суда по гражданскому делу, и эти обстоятельства в соответствии с требованиями статьи 90 УПК РФ следователь обязан принять без проверки.
От дефектов статьи 90 УПК РФ страдают интересы потерпевших, их конституционные права на возмещение ущерба от преступлений, качество правосудия по уголовным делам. Верховный Суд России также считает, что данная правовая норма требует корректировки.
Подводя итог, выделю следующие приоритетные задачи.
Первая. При осуществлении процессуальных проверок и расследовании преступлений, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, в том числе выделенных в рамках антикризисной программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, укрепить межведомственное взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. 
Вторая. В тесном контакте сналоговыми органами квалифицированно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, устанавливать легитимность деятельности экономических структур, полноту уплаты ими налогов, от поступления которых в государственную казну напрямую зависит выполнение социальных программ, выплата заработной платы, пенсий и различных пособий.  Шире использовать для этого полномочия межведомственных рабочих групп и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Третья. По уголовным делам о преступлениях экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, государственного оборонного заказа принимать исчерпывающие меры к выявлению аффилированности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников, замещающих должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими органами, а также незамедлительные меры реагирования по выявленным фактам. Обеспечить надлежащий контроль за рассмотрением обращений граждан по вопросам коррупционных проявлений, в том числе  поступающих по «телефону доверия» и через Интернет-приемную, указывающих на наличие обстоятельств, подлежащих проверке процессуальным путем.
Четвертая. В плотном взаимодействии с органами правоохраны усилить уголовно-правовые меры по предупреждению распространения и пресечению экстремизма.
Пятая. Продолжить работу по повышению качества доследственных проверок и предварительного следствия, и самое главное – по обеспечению законности и обоснованности процессуальных решений. Исключить факты поверхностного, невнимательного отношения к доводам потерпевших и других участников уголовного судопроизводства. Еще активнее выявлять имущество обвиняемых в целях его ареста для полного обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба.
Шестая. Проанализировать причины нераскрытых особо тяжких преступлений и принять организационные меры, направленные на  качественное расследование и профилактику таких преступлений.  Обратить особое внимание на нераскрытые преступления, совершенные в отношении детей. В полном объем устанавливать причины и условия, которые способствовали совершению преступлений против несовершеннолетних, добиваясь реального их устранения.
Седьмая. Организовать взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами в целях выявления преступных проявлений на валютном рынке (манипулирование рынком, использование инсайдерской информации).
В тесном взаимодействии с Минобороны России, Росфинмониторингом и Счетной палатой осуществить меры по пресечению  возможных преступных злоупотреблений при выполнении государственного оборонного заказа и обеспечению целевого расходования бюджетных средств.
На выполнении этих задач необходимо сконцентрировать усилия в 2015 году, и добиться ещё более весомых результатов!
Благодарю за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий