среда, 26 ноября 2014 г.

Сергей Глазьев: «Мы оказались в стагфляционной ловушке искусственным путем»


www.business-gazeta.ru


ПАССИВНОСТЬ, ИНЕРТНОСТЬ, НЕСПОСОБНОСТЬ ВОВРЕМЯ ОТВЕТИТЬ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СТАЛИ ПРИЧИНАМИ КРИЗИСА В РОССИИ

Сегодня в Совете Федерации подвергли разгромной критике экономическую политику правительства Медведева и Банка России. На парламентских слушаниях советник президента РФ Сергей Глазьев выступил с речью, в которой заявил, что кризис, в котором оказалась Россия, рукотворный и значительная вина в этом на финансовых властях, в частности на Центробанке, который отрезает финансовый сектор от производственного, загоняя страну в кризис. Глазьева, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», наблюдавший за ходом обсуждения, поддержали и другие выступающие, в том числе тюменский губернатор Владимир Якушев, экономист Виктор Ивантер, но самыми удивительными оказались высказывания руководителя Совфеда Валентины Матвиенко, которая обрушилась с очень жесткой критикой на правительство, которое, по ее словам, испытывает «дефицит воли».
В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные мерам по предупреждению негативных вызовов национальной экономике
В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные мерам по предупреждению негативных вызовов национальной экономике
«ТЕРЯЕМ ПОРЯДКА 11 ТРИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
Сегодня в Совете Федерации прошли парламентские слушания «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономике и о первоочередных задачах экономического развития в современных условиях». На мероприятие были приглашены как представители профильных министерств, так и ученые, главы отраслевых союзов и некоторых регионов.
Тогда как министерские чиновники зачитывали скучнейшие реляции с полей мировых экономических баталий, советник президента РФ Сергей Глазьевоткрыто принялся критиковать проводимую в стране экономическую политику. «2014 год, по нашим замыслам, которые мы обсуждали несколько лет назад, должен был бы стать переломным. Мы должны были перейти на инновационный путь развития, развернуть структурную перестройку экономики. Этот год ключевой для выполнения «майских указов» 2012 года, которыми были поставлены задачи макроэкономической политики. К сожалению, приходится констатировать, что эти задачи не только не выполнены. Стагфляция, которая развернулась в нашей экономике, во многом связана с неадекватной, с моей точки зрения, макроэкономической политикой», — советник президента с первых фраз подготовил собравшихся к жесткой критике. Глазьев уверен, что не столько санкции и нынешняя геополитическая ситуация повлияли на экономику России, сколько внутренние проблемы, «пассивность, инертность, неспособность вовремя ответить на внешние вызовы».  (А как на счёт сознательного вредительства? Или мы продолжаем соблюдать политкоректность?)
Сергей Глазьев уверен, что не столько санкции повлияли на экономику России, сколько ее внутренние проблемы, «пассивность, инертность, неспособность вовремя ответить на внешние вызовы»
Сергей Глазьев уверен, что не столько санкции повлияли на экономику России, сколько ее внутренние проблемы
Традиционно Глазьев для пущей убедительности прошелся по «арифметике». Отток капитала, по его словам, в этом году прогнозируется на уровне $100 - $120 миллиардов. В то же время возврат иностранных кредитов обойдется стране еще в $130 млрд., то есть снова порядка 5 трлн. рублей. При этом внутренняя долларизация, которая происходит «в связи с бегством от рубля», составит еще не менее 1 триллиона. «Таким образом, мы теряем в ближайшие месяцы порядка 11 триллионов рублей — это практически половина денежной базы, которая у нас сформирована под иностранные источники, а уход от них лишает нашу экономику главного — нормального денежного оборота», — подсчитал Глазьев и добавил, что еще 500 млрд. «висят в офшорах». А те, в свою очередь, в английской юрисдикции. И это тоже вызывает беспокойство советника президента: в любой момент введением санкций эти деньги могут быть «отсечены от нашей финансовой системы».
«ЦБ ОТСЕКАЕТ ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО»
Поэтому Глазьев видит главную задачу в том, чтобы найти способ замещения внешних источников финансирования внутренними и прекратить отток капитала. «К сожалению, ни в одном документе ни ЦБ, ни правительства мы не видим пути решения этих задач», — сожалеет он. Глазьев совсем недоволен последними решениями Банка России, связанными с отказами от валютного регулирования и ограничения трансграничного движения капиталов. Как следствие, советник президента не понимает «абстрактные» меры ЦБ — повышение процентной ставки и отпускание рубля в свободное плавание. Как итог, заявил он, Центробанк «отсекает финансовый сектор от производственного». «Кредиты предприятия брать не могут по таким процентным ставкам — это одной рукой. А другой рукой отпускается курс рубля. Что это значит? Банкам не имеет смысла давать кредиты реальному сектору. Они получают сигнал, что рубль будет падать, можно получить тысячи процентов годовых в расчете на год, в течение пяти дней обернуть капитал на спекуляциях и на падении курса рубля получить сверхприбыли», — объяснил механизм Глазьев.
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, который в середине 1990-х – начале 2000-х работал в банковской сфере, поддержал Глазьева. «Я могу это полностью подтвердить. Когда есть возможность заработать на валютном рынке такой объем доходности, то банкир в любом случае найдет возможность, как выпустить эти деньги на валютный рынок и заработать там прилично. Иначе он плохой банкир», — признался глава региона.
Владимир Якушев (слева в нижнем ряду)
Владимир Якушев (слева в нижнем ряду)
«КРИЗИС НОСИТ РУКОТВОРНЫЙ ХАРАКТЕР»
Более того, советник президента уверен, что именно эта политика загнала страну в «стагфляционную ловушку». Получается, как только ЦБ повышает процентные ставки, так сразу деньги уходят из реального сектора на финансовый рынок, тут же падает курс рубля и поднимается инфляция, с которой как раз вечно пытается бороться ЦБ. В результате кредит становится почти невозможно взять, инвестиции в производство также неуклонно скатываются. При этом еще и отрицательный рост денежной массы, указал Глазьев. «В такой ситуации никогда не может быть экономического роста», — констатировал советник президента, которому нынешняя ситуация напоминает ту, которая предшествовала кризисам как 2008 года, так и 1998-го. «Кризис, которые мы имеем сегодня, во многом носит рукотворный характер. Мы оказались в стагфляционной ловушке искусственным путем», — пришел к неутешительному выводу Глазьев.
Есть у советника президента свои рецепты. Во-первых, фиксация валютной позиции, а во-вторых, временные фильтры на вывоз капитала. «Речь идет не о том, чтобы перекрыть трансграничное движение капитала, речь идет о том, чтобы прекратить нелегальный отток капитала и отсечь спекулятивное движение капитала», — объяснил он. Сделать это можно, по мнению Глазьева, путем налогообложения трансграничных операций, требования декларирования вывоза капитала, лицензирования таких операций.
Также экономист предложил увеличить объем кредитования и снизить процентные ставки. «Главная надежда — резкое расширение кредитования институтов развития, которые бы могли работать по принципам проектного финансирования, обеспечивать приток денег, повышение инвестиций. Без повышения инвестиций никакого экономического роста и модернизации быть не может», — заключил Глазьев.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, в свою очередь, заявил, что санкции никак на российской экономике не сказались, а все происходящее — это «продолжение тренда». «Никаких оснований для всхлипывания нет. Тренд был связан с тем, что мы сбросили инвестиции и довольно существенно и ровным счетом ничего не делали, чтобы они увеличились», — заявил ученый.
Ему также, как и Глазьеву, непонятна деятельность Центробанка. «Они боролись с инфляцией — она выросла. Они отвечают за стабильность валюты — стабильности нет. Видимо, что-то неправильно сделано. Ключевые ставки — полное безобразие — с 5,5 процентов увеличить до 9,5 процентов. Теперь вдвое дороже, а рентабельность в экономике не увеличилась», — раскритиковал Ивантер.
6.jpg
Валентина Матвиенко в эмоциональном порыве обрушилась с критикой на правительство
«ДЕФИЦИТ ВОЛИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже не удержалась и в эмоциональном порыве обрушилась с критикой на правительство. «Дефицит воли органов исполнительной власти и неумение оперативно принимать решения, реагируя на ситуацию», — она моментально поставила диагноз. Матвиенко привела в пример работу кабмина после дефолта 1998 года, в том числе свою, когда она занимала должность вице-премьера. «Мы ежедневно, в форс-мажорных обстоятельствах принимали решения, — ностальгировала она. — Вот это та ситуация, когда очень оперативно надо многие вещи делать. К сожалению, решения не принимаются, они затягиваются в обсуждениях, согласованиях. Но мы не в тех условиях живем, чтобы позволить себе на год, на два затягивать принятие тех или иных решений. Мне кажется, это ключевая позиция, которую должно правительство сейчас понять».
Матвиенко почти в приказном порядке предложила перейти к персональной ответственности руководителей разных уровней за результаты работы. В качестве примера она вспомнила некогда принятую программу по развитию фармацевтической отрасли и замене лекарств. «Пошумели, помахали программами. Давайте спросим конкретно заместителя министра промышленности, который за это отвечает, а что за пять прошедших лет сделано. В лучшем случае — фармкластеры, когда мы привлекли инвесторов, которые построили заводы и занимаются расфасовкой и упаковкой. Где отечественные субстанции?» — возмущалась она с трибуны.
Алексей Улюкаев
Алексей Улюкаев
«Почему не делается в ручном режиме, раз мы в таких условиях?» — Матвиенко гневно обращалась в зал к сидящим там заместителям министров промышленности и сельского хозяйства (сами они в СФ не явились, храбрости хватило только у министра экономического развития Алексея Улюкаева, сидящего рядом с Матвиенко — прим. авт.).
Еще один пример, так сказать, из жизни спикер СФ связала, без преувеличения, с головной болью россиян — с ипотекой. Она рассказала, что минэкономики на запрос сенаторов ответило «формально и бессмысленно». «Представьте себе под 6,5 процентов кредиты. Какой начнется бум строительства жилья в стране! Насколько мы увеличим темпы роста экономики, решим важнейшую социальную задачу и привлечем инвестиции. Ну почему не принять такие неординарные, нестандартные решения, а не отписываться, что у банков финансовые ресурсы не бесплатны, а сейчас становятся дороже? — возмущалась Матвиенко, одновременно тряся в руках, по-видимому, отписку из минэкономики.
«И вот такие драйверы роста надо поискать руками точечно и запустить, чтобы не лить крокодиловы слезы о стагнации и снижении темпов экономического роста! — Матвиенко все никак не могла остановиться. — Хочется конкретики! Хочется результатов! Пока мы этого не видим».
В заключение она еще раз пригрозила министрам и пообещала исполнение всех рекомендаций Совфеда взять под «жесткий контроль». «Иначе нет смысла собираться, обсуждать, говорить умные речи, если потом снова зависает или провисает на три-пять лет. Давайте объединять усилия и действовать энергично. Сегодня время этого требует», — уже спокойно закончила Матвиенко.
Елена Колебакина

МНого гневных филиппик. Посмотрим, во что это выльется. Но ни у кого нет понимания того, что надо переходить на совершенно иные рельсы экономики. Не экономики денег, а экономики дела. Государство должно выпускать достаточное количество денег под реальные дела, проекты и торговать со всем миром своими продуктами, пускай даже нефтью и газом в обмен на необходимые товары, а не на фантики. Внутренние деньги могут обмениваться на валюту других государств без ограничений для граждан, а для бизнеса нужно доказывать необходимость закупки того или иного товара. ВТО - в помойку. Обосновать выход элементарно - санкции, а значит ограничение в правах, не мы начали. И т.д. и т.п. Давно пора ДЕЙСТВОВАТЬ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий