четверг, 28 августа 2014 г.

Как нас делают тупыми потребителями

Как нас делают тупыми потребителями
Построение общества потребления на территории СССР - в свое время было одной из важнейших задач западных спецслужб. И если в послевоенные годы (эпоха начала Холодной войны) - об этом нечего было и мечтать (люди сами были по себе стойкими, а убеждать победителей в величайшей войне променять свою победу на салями с газировкой - было просто смешно), то во времена "позднего Брежнева" многое стало получаться. А после смерти Андропова - вообще пошло, как по маслу. Причин тому было немало.
Во времена "хрущевской оттепели" любили иронизировать над идеалистами сталинских времен - порождая у людей циничное отношение к идеологии. Со временем, уже после Хрущева, эта политика дала "буйные ростки".

Жизнь при Брежневе стала более спокойной и сытой. Снизилась популярность "пассионариев", возросла значимость организации быта.
В значительной части регионов Союза стал возникать дефицит тех или иных видов товаров. О том, почему так происходило, исследователи спорят по сей день. Многие говорят о том, что таким образом наживались и повышали свой статус выброшенные в свое время на задворки социума работники торговли и снабжения. Но причины сути явление на меняют - мы может только констатировать его, как факт (хоть и не столь масштабный, как его пытаются изобразить нынешние либералы).
И да. Спецслужбы Запада работали. Хорошо, плотно, с огоньком. До советских граждан всеми мыслимыми и немыслимыми способами доносили информацию о "ста видах колбасы", им показывали кино о том, что "все американцы живут на виллах и ездят на машинах", и объясняли, что носить джинсы - это круто, джинсы - высшее проявление свободы личности.
Как мы видим, сработало. По моему личному мнению, колбасная экзотика и мода на джинсы сделали для развала Союза в итоге куда больше, чем все диссиденты и правозащитники вместе взятые.
Многие из тех, кто диссидентам сочувствовал, сочувствовал им именно потому, что считал их борцами за колбасное изобилие. Звучит цинично, но зачастую это было именно так.
Довольно большому количеству людей казалось, что стоит прогнать закостеневшую КПСС, как доброжелательный Запад повернется к нам лицом и засыплет колбасой. А заодно - джинсами, спорткостюмами, видеомагнитофонами и качественными немецкими автомобилями.
Первое прозрение настало, когда стало ясно, что за все "изобилие" нужно платить. Получился замкнутый круг. За то, чтобы допустить население бывшего СССР к заветным колбасным прилавкам, Запад ударными темпами уничтожал экономику на постсоветском пространстве руками своих ставленников. От советской ситуации "деньги есть, но сложно достать" маятник качнулся в строго противоположную сторону, когда "достать можно все, но денег нет". И люди быстро поняли, что первый вариант - все-таки лучше.
Второе прозрение до сих пор наступило не для всех. Но все же сегодня большинство россиян эту простую истину прекрасно осознает. На заветном для "перестроечного" человека Западе - не все так хорошо, как это пытались (и пытаются по сей день) до нас донести. Для Запада просто невообразим тот факт, что государство "дарит" жилье своим гражданам. Невообразима бесплатная медицина, бесплатное образование, дешевая "коммуналка" и еще много других социальных пряников.
Третье, не столько очевидное прозрение - стало еще более болезненным. В прямом смысле этого слова. С приходом на постсоветский рынок западных продуктов и западных пищевых технологий, стала резко сокращаться продолжительность жизни. Резко возрастать заболеваемость онкологией и сердечнососудистыми заболеваниями. Пусть у взрослых все это можно списать на неправильный образ жизни. Но процент заболеваемости детей некоторыми недугами вырос в десятки, а то и в сотни раз!
Маркетинговое изобилие, шокировавшее советских граждан, рождалось не только пищевыми технологами, но и химиками. Говорят, что когда на один из советских мясокомбинатов приехала европейская делегация, ее члены были просто шокированы количеством мяса в советской колбасе. Представители "свободного мира" считали советский подход глупым расточительством, и говорили о том, что в колбасе без мяса (в классическом понимании) можно обойтись вообще. А зачем, если есть шкура, кости, жир и целая куча ароматизаторов и усилителей вкуса? При определенном желании и умении можно приготовить продукт, который и выглядеть будет более презентабельно, и на вкус будет приятнее. А то, что в организме будет накапливаться отрава - никого не волнует. Тут работает маленькая хитрость. Вычисляя "безвредную" дозу отравленных компонентов, медики принимают в учет количество вещества в условной порции, не комментируя тот факт, что многие виды таких веществ имеют свойство в организме накапливаться. И это, не говоря об индивидуальных реакциях организма.
Люди упрямы по своей природе. Первых паникеров "высмеивали", хвастались луженными желудками. И только когда через год-другой оказывались у врача или хоронили родственников, - задумывались. Путь к правде был тернистым, но его прошли достойно. Работа над ошибками проведена - и сейчас многие на "колбасное изобилие" смотрят совсем по-другому, в том числе - добровольно от него отказавшись и перейдя на здоровую пищу местного производства.
Настоящим ударом для западных специалистов информационно-психологической войны стала реакция населения России на "продуктовые" санкции Москвы против ЕС, США и Канады.
"Пятая колонна" вся извелась от нетерпения, ожидая голодных бунтов по всей России. Но получила совершенно неожиданный ответ.
22 августа ВЦИОМ опубликовал результаты соцопроса, свидетельствующие о том, что 84% россиян поддерживает "продуктовые санкции" против Запада. А 80% считает, что санкции только принесут пользу России!
И никаких соплей по поводу отсутствия хамона и пармезана, вместе с польскими яблочками.
Люди поняли, что сильная страна, способная обеспечить им благосостояние и безопасность, - куда важнее разнообразных упаковок на прилавках.
Люди поняли, что под видом еды их годами пичкали отравой в красивых обертках. Многие из них уже давно объявили этим продуктам персональные санкции, по доброй воле перейдя на гречку с отбивными, и на икру с грибами.
В Европе и США мода, материальные стереотипы делают людей послушными рабами. Не так давно в Рунете прошла любопытная кампания по поводу того, что стремление российских "ватников" к обладанию собственным жильем - это "полный отстой", а свободные люди живут в съемных квартирах, не привязываясь к месту. При этом плавно опускался тот момент, что необходимость каждый месяц платить круглую сумму денег за чужое жилье, как раз и делает человека зависимым. Зависимым делает человека необходимость регулярно менять айфоны и айпады, согласно номерам, придуманным маркетологами Эпл. Зависимым человека делает необходимость покупать из последних сил в кредит "бэху" последней модели. Да, общество потребления в Америке, Европе и России - имеет свои региональные особенности и акценты. Но суть у него одна. Получить наркотические кайф от покупки, а потом - ощутить ломку горького разочарования, потому что в продаже появилась новая модель, новый вид, новая серия...
Любители пармезана, рокфора и греческой клубники, что это все так вкусно, что стоит безопасности и престижа страны, человеческих жизней? Или вы просто убеждаете себя в этом, так как поглощение этих продуктов приобщает вас к некоей элитарной общности?
Отсюда, кстати, и массовый психоз с выставлением своего меню в Инстаграм. Какая, казалось бы разница кому, что вы сейчас съедите? Я мог бы понять девушку, которая сама приготовила что-то красивое и оригинальное.Но зачем миллионы жертв общества потребления изо дня в день выкладывают в сеть то, что они сейчас будут есть в суши-баре? Это не более, чем сигнал - "я крут (крута), так как могу съесть ЭТО вот в ЭТОМ ресторане". Глупо? Страшно глупо! Но это реальность.
Общество потребления - страшный цивилизационный тупик. Десятки, сотни тысяч лет, для того, чтобы считаться "крутым", человек должен был изменяться в лучшую сторону. Лучше всех бегать, метать копье, рисовать оленей на стене пещеры, изготавливать более совершенные орудия... Потом - бороздить моря, владеть мечом и шпагой, писать стихи, делать научные открытия... Побеждать врагов, летать в космос, строить БАМ...
Общество потребления открывает простой путь. Покупать айфоны и выкладывать жратву в Инстаграм. Это просто останавливает эволюцию, убивает развитие.
Западное общество, похоже, окончательно загнало себя в этот капкан. Мы, судя по тем самым 84 процентам - вырываемся.
На днях, кстати, наблюдал эпическую дискуссию в Твиттере. Украинский европатриот едко высмеивает некую акцию, которая якобы прошла в России и представляла собой закапывание гроба с западными продуктами. Не важно, в общем, проходила эта акция или нет. Важна сама реакция. Украинский "европатриот" негодует - ватники покусились на святое! Ему сразу вторит несколько единомышленников. Один даже сравнил эту акция с сожжением гитлеровцами книг. Мне интересно, оно само поняло нелепость сравнение? Или хамон для них уже так же свят, как Библия и сочинения философов?
На ироничные замечания в свой адрес "младоевропейцы" отвечали в духе - "ватники, вам не понять истинной свободы". С каких пор "свобода", это рабство в плену у пармезана??? И это еще одно доказательство того, что Евромайдан был революцией скотства - борьбой за право отказаться от всего высокого, от всего, что делает человека человеком. Эти люди считают, что сжечь заживо своих соотечественников в Одессе, а потом заморозить миллионы стариков в своих квартирах - нормальная цена за круасаны. И спорить с ними также бесполезно, как с существами совершенно другого вида, не понимающими человеческого языка.
Похоже, дзюдоисту Владимиру Путину удалось провести блестящий прием не обезоруживание и лишить Запад одного из главных средств нанесения ударов по сознанию россиян - идеологии общества потребления. Это большая победа. Но расслабляться рано. Будут и другие удары. Да и пока "братские соседи" сжигают заживо и долбят из "Градов" людей ради хамона - о спокойствии думать не приходится...

Комментариев нет:

Отправить комментарий