понедельник, 31 марта 2014 г.

Православное отношение к собственности, сталинская модель экономики и ссудный процент

Православное отношение к собственности, сталинская модель экономики и ссудный процент
Эти вопросы обсуждались на встрече Валентина Катасонова с экспертами петербургского Центра социально-консервативной политики ...
27 марта в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном отделении Центра социально-консервативной политики состоялась встреча с профессором кафедры международных финансов МГИМО, доктором экономических наук, председателем Русского экономического общества Валентином Юрьевичем Катасоновым.
Валентин Юрьевич представил экспертам Центра социально-консервативной политики свои книги, изложил свой взгляд на современную экономическую ситуацию в России и в мире, а также рассказал о деятельности Русского экономического общества имени Сергея Фёдоровича Шарапова. Выступление московского специалиста вызвало большой интерес у петербургских ученых и закончилось острой дискуссией.
Прежде всего Валентин Юрьевич обозначил свое отношение к экономике как науке, утверждая, что она, по его мнению, самостоятельной наукой не является, а "на 90% представляет собой идеологию, иррациональную настолько, что ее можно назвать “религиозной. Так называемая научная экономика - это способ переформатирования сознания человека". "В любой науке есть такие обязательные атрибуты, как чёткий, жёсткий понятийный аппарат, а за последние сорок лет своей преподавательской деятельности я вижу, насколько резко, кардинально изменился весь понятийный аппарат экономики", - сказал профессор.
Экономика в переводе с греческого означает "домостроительство" и поэтому подлинная экономика - это, прежде всего, не потребление, а созидание, творчество. По словам В.Ю.Катасонова, в современных экономических теориях происходит подмена экономики на хрематистику - науку об обогащении, о накоплении богатства как самоцели, поклонение прибыли.
Профессор показал связь между экономическим и духовным состоянием общества: "Православие, дающее наибольшие возможности человеку преобразить себя по образу и подобию Божию, обеспечивает истинно православному обществу несравненные преимущества в деле экономического созидания. Ситуация экономической разрухи свидетельствует лишь о том, что мы - православные лишь номинально. К сожалению, у нас очень мало говорится и пишется о том, что сфера экономики - это чуткий индикатор духовного состояния общества".
Особенный интерес ученых вызвали рассуждения Валентина Юрьевича по вопросу православного отношения к собственности, о сталинской модели экономики и о ссудном проценте. По мнению ученого, частную собственность в христианстве лучше назвать личной собственностью, так как под ней подразумевается то имущество граждан, которое является результатом их собственного труда и не используется для получения прибыли. Капитализм как "религия денег" и христианство прямо противоположны друг другу в своем понимании человека и общества, являются взаимоисключающими мировоззрениями, о чем говорил святитель Иоанн Златоуст еще в те времена, когда капитализм находился в состоянии "дремлющего" "вируса".
Что касается сталинской экономики, то В.Ю.Катасонов определяет этим термином часть советской экономики в период с 1929 по 1956 годы. По его мнению, Генри Форд и И.В.Сталин, каждый на своем уровне, создали уникальный антизатратный механизм. Один из факторов этого механизма - плановое снижение цен, которое использовалось и в модели Форда, и в модели сталинской экономики.
Корни экономического кризиса тянутся из широко распространенного в современной мировой экономике ссудного процента, уверен известный экономист. В качестве альтернативы ссудному проценту ученый предложил возврат к бескредитной советской системе развития за счет государственных ассигнований. Как заявил Валентин Юрьевич, сейчас, когда Россия существует в условиях объявленной ей экономической войны, для выхода из кризиса в государстве должна быть произведена ликвидация офшоров и немедленная национализация иностранных капиталов.
Петербургских ученых заинтересовало размышление В.Ю.Катасонова о "каинитской" и "авелевой" цивилизациях, что породило вопрос о том, к какой же форме относится "русско-российская" цивилизация? Валентин Юрьевич ответил, что русская цивилизация - это конкретная историческая форма авелевой цивилизации на данном историческом срезе. "В Евангелии сказано: “Царствие Божие внутри вас (Лк. 17:21), то есть носителями цивилизации являются люди. Носители русской цивилизации находятся в церковной ограде. “Русский - понятие духовное, а “российский - политическое", - заключил профессор.
В своем выступлении Валентин Юрьевич Катасонов обрисовал идеальную экономическую модель, не критикуя другие модели экономического развития. И хотя не все специалисты разделяли взгляды докладчика, встреча прошла в дружественной обстановке, специалисты Центра социально-консервативной политики выразили удовлетворение от личного знакомства с выдающимся ученым, труды которого им хорошо известны и надежду на продолжение сотрудничества.


Комментариев нет:

Отправить комментарий