вторник, 29 октября 2013 г.

Украина купила билет пассажиров третьего класса на Титаник. Часть вторая

часть первая http://myoppositopinion.blogspot.ru/2013/10/blog-post_2774.html

 Владислав Жуковский


УКРАИНА НА ГРАНИ ДЕФОЛТА

Хуже всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической – страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $ 34,1 млрд. в начале 2012 г. до $ 21,6 млрд. сегодня, а уровень безработицы подскочил с 8 до 8,6% только за последние 1,5 года. Тогда как ещё в 2008 г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.

Наряду с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия - численность населения Украины снизилась с 47,8 млн. в 2004 г. до 45,6 млн. человек в 2013 г. Что крайне негативно сказывает как на численности рабочей силы (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.

Наряду с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $ 11,8 млрд. в январе 2008 г. до $ 27,1 млрд. в июле 2013 г., а внешняя задолженность Национального Банка Украины как органа денежных властей за аналогичный период времени выросла с $ 462 млн. до $ 3,2 млрд. Притом что совокупный внешний долг всех хозяйствующих субъектов Украины за период с января 2007 г. по июль 2013г. вырос без малого в 2,5 раза - с 54,5 до 134,3 млрд. долл. Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий за рассматриваемые 6,5 лет выросла с $ 26,6 до $ 73,8 млрд., а банковского сектора – с $ 14 до $ 21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению дефолта. В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25% превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов. Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при совокупных внешних активах в $ 140,5 млрд. суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в $ 205,3 млрд.

Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере $ 64,8 млрд., что эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012 г.

Украина при активном содействии «вашингтонских советников», прописывающих Киеву те же самые убийственные «пилюли», что и России в середине 1990-х годов (урезание бюджетных расходов, отказ от исполнения социальных обязательств, либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от протекционизма, снятие ограничений на перемещение капитала и т.д.) всё энергичней влезает в долговую петлю иностранных кредиторов. 

Крайне сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011 г., 1,8% - в 2012 г., 4,6% - в первом полугодии 2013 г. Неудивительно, что за последние 5 лет размер государственного долга вырос практически в 4 раза – с 12,3% ВВП в 2008 г. до 35,9% ВВП в 2013 г. Да, это гораздо меньше, чем 106% ВВП в США, 170% ВВП в Греции или 235% ВВП в Японии. Однако России в августе 1998 г. хватило государственного долга в размере 35-37% ВВП, чтобы полностью обескровить бюджет и экономику (на оплату процентов уходило более трети расходов федерального бюджета) и объявить дефолт. Так что Украина уже ходить по краю пропасти – до саморазрушения паразитической валютно-финансовой и экономической системы, работающей в интересах воспроизводства компрадорского сырьевого олигархического капитала, осталось совсем недолго.

Наряду с этим откровенно удручающая ситуация складывается с платёжным балансом – на протяжении 2007-2013г. в связи с разрастающимися дефицитами во внешней торговле услугами, увеличивающимися инвестиционными убытками (от выплаты процентов по иностранным кредитам и дивидендов иностранным акционерам и оффшорным бенефициарам), усиливающимся бегством капитала и переводами мигрантов за рубеж наблюдаются перманентные дефициты платёжного баланса в размере 3-5% ВВП. В 2012г. этот дефицит составил 5,6% ВВП, а в первом полугодии 2013г. уже достиг отметки в 5,9%. Иностранная валюта стремительно вымывается из страны – Украина семимильными шагами идёт к финансовой пропасти и социально-экономической катастрофе.

При сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.

При этом уровень жизни в Украине весьма невысок – ВВП страны порядка $ 170 млрд., душевой ВВП по обменному курсу не превышает $ 2 тыс., а по паритету покупательной способности – $ 6,4 тыс. Средняя зарплата не более 11-12 тыс. рублей. Однако и этого невысокого достатка украинцы рискуют лишится уже в самое ближайшее время в связи с необдуманным подписанием Соглашения об ассоциации и созданием зоны свободной торговли с ЕС, которые автоматически закроют внутренний рынок России для украинской промышленности и сделают украинских товаропроизводителей беззащитными перед крупными транснациональными корпорациями Германии, Франции, Дании, Австрии и т.д. Даже сельское хозяйство Украины не переживёт открытия рынка для ЕС – всё, что производит Украина (за исключением сельхоз сырья – т.е. зерна), Финляндия, Италия, Испания, Франция, Эстония, Литва и другие аграрные страны ЕС производят дешевле и качественней.

Достаточно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины. По большому счёту, Греция – это закономерный результат бездумного следования разрушительной политики «Вашингтонского консенсуса» и «рыночного фундаментализма»: тотальной приватизации наиболее рентабельных и социально значимых секторов экономики (базовой инфраструктуры, ЖКХ, электроэнергетики, нефтегазового комплекса и т.д.), дерегулирования экономических процессов, отказа от стратегического планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, демонтажа валютного регулирования и контроля, а также снятия ограничений на трансграничное передвижение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.

Украина рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну деиндустриализации и дезинтеграции экономики, разрушения научно-технического потенциала, упадка несырьевой обрабатывающей промышленности, развала кооперационных связей с Россией, падения уровня жизни граждан и примитивизации структуры экономики в пользу третичного сектора, т.е. сферы услуг, ценой упадка производительной сферы материального производства. Всё это будет сопровождаться замещением остатков национального производительного капитала транснациональным торгово-посредническим и финансовым капиталом вкупе с стремительным ростом как внутренней, так и, что представляет гораздо большую опасность, внешней задолженности. Другими словами,

Украина повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые после распада СССР и развара СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips, Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.

Достаточно посмотреть на динамику платёжных и внешнеторговых балансов стран европейской периферии за последние 20-30 лет, которые прекрасно демонстрируют утрату конкурентоспособности отечественной промышленности, рост зависимости внутреннего рынка этих стран от импортных товаров и иностранного капитала, а также стремительный рост бюджетных дефицитов, внешних заимствований и перераспределение национального дохода в интересах международных ростовщиков. Согласно официальным данным ОЭСР и ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским международным корпорациям, которые активно использовали свои преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, масштабная поддержка со стороны национальных правительств, наличие современного производственного оборудования и т.д.

Неудивительно, что уже в конце 1990-х и начале 2000-х годов у стран Восточной Европы, которые ещё недавно обладали сравнительно мощным научно-техническим и производственным потенциалом, стали формироваться хронические дефициты во внешней торговле товарами и услугами, которые покрывались за счёт наращивания внешних заимствований – как на государственном уровне, так и на уровне населения, а также финансовых и нефинансовых организаций. Одновременно с этим транснациональные банки и международные спекулянты сумели пролоббировать псевдонаучный тезис о необходимости снятия ограничений на трансграничное движение капитала, что позволило ТНБ установить контроль над национальными банковскими системами. Так, удельный вес иностранного капитала и нерезидентов в капитале банков стран Восточной Европы вырос в среднем с 3-5% в начале 1990-х годов до 90-98% в настоящее время.

Притом что ставки по кредитам хоть и снизились, однако по-прежнему существенно превышают уровень Германии, Франции и Великобритании. Хуже всего то, что вопреки либеральным мифам и идеологемам утрата контроля над финансовой системой не прошла незаметно и безболезненно – на полную мощность заработал пресловутый «финансовый насос» по перекачиванию сбережений из сравнительно менее развитых стран Восточной и Южной Европы на финансовые рынки экономически развитых стран. Весьма показателен опыт 2007-2009гг., когда по указке своих материнских организаций филиалы крупных европейских банков в странах европейской периферии под видом внутрифирменных кредитов, операций с долговыми ценными бумагами и прочими операциями стали выкачивать финансовые ресурсы из этой самой периферии (Словении, Словакии, Польши, Чехии, Прибалтики и т.д.), направляя эти ресурсы на спасение материнских структур и поддержку экономически развитых стран.

Этот «финансовый насос» нацелен на спасение финансовой системы и экономики метрополий ценой обескровливания и упадка колоний. Неудивительно, что за исключением Польши практически все остальные страны Восточной Европы в разгар острой фазы глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009г. умудрились продемонстрировать самое глубокое падение макроэкономических индикаторов – ВВП, промышленного производства, грузовых перевозок, доходов населения и т.д.

Это путь к дефолту и банкротству – для того, чтобы приобретать качественные и недорогие товары на внешнем рынке у иностранных производителей, необходимо быть способным производить конкурентоспособную не только по внутристрановым, но и по мировым меркам продукцию (а также услуги и работы), и уметь их продавать, грамотно отстаивая интересы отечественных производителей на мировом рынке.

К сожалению, ничем этим не могли похвастаться ни бывшие советские республики, поверившие в красивые обещания руководства ЕС и ухватившиеся за вывешенную «морковку» «европейских ценностей» и «прогресса», ни тем более Украина, власти которой наступают на те же самые грабли и в угоду шкурным сиюминутным интересам компрадорского сырьевого олигархического капитала и политиков жертвующих национальными интересами страны и всего общества. Это обрекание Украины на судьбу Греции и Португалии – дефолт неизбежен, вопрос лишь времени. Выстоять в «равной» борьбе с европейскими промышленными гигантами у украинской несырьевой промышленности практически нет шансов.


ПОРЦИЯ УСПОКОИТЕЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ОТ ЕС

Тем не менее, европейские чиновники продолжают делать хорошую мину при плохой игре и уверяют, что интеграция ЕС и Украины ведется не против России и не за её счет. Более того, брюссельская бюрократия, которая ставит своей целью не только провести финансово-экономическую колонизацию Украины и открыть её внутренний рынок для продукции европейских промышленных корпораций и банков, но и существенно ослабить политические, культурно-исторические и гуманитарные связи Украины с Россией, на полном серьёзе заверяет, что Россия сможет извлечь выгоды от интеграции Украины с ЕС. Якобы, это уникальный исторический шанс для России сделать свой стратегический выбор в пользу «цивилизованного общества» - пресловутых европейских ценностей, которые в последнее время становятся всё менее понятными и близкими даже самим европейцам: содомии, сексуальной распущенности и вседозволенности, толерантности в отношении наплыва мигрантов из слабо развитых стран (размывающих этно-культурный баланс и провоцирующих люмпенизацию рабочей силы и всплеск этнической преступности) и т.д. Именно такие невиданные ранее перспективы обещают России в Брюсселе.

Имеет смысл привести слова еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, который 11 октября 2013г. в Киеве на встрече с политическим руководством Украины публично заявил, что Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной не заключается за счет России «Чтобы не было ошибок: Соглашение об ассоциации не заключается за счет России. Напротив, Россия также получит очень большие преимущества от интеграции стран «Восточного партнерства» в более широкую европейскую экономику».

Если верить пропагандистским речам Штефана Фюле, то Соглашение «не забирает вашу суверенность», но укрепляет ее: «Наше представление таково, что в долгосрочной перспективе Соглашение должно внести большой вклад в создание общего экономического пространства, как мы говорим – от Лиссабона до Владивостока на основе правил ВТО».

Однако это всё красивые слова и обещания. На самом деле руководство Европейского Союза прекрасно понимает, что структурный кризис 2007г. отнюдь не закончился в 2009г. и в скрытой форме продолжается и сегодня – дисбалансы и перекосы в мировой экономике никто так и не устранил. Более того, о реальных причинах кризиса предпочитают даже не говорить. ЕС и валютный союз уже полтора года находятся в состоянии самоусиливающейся рецессии и даже хронические бюджетные дефициты, сопровождаемые стремительным ростом государственного долга в попытке заместить сжимающийся платёжеспособный спрос домашних хозяйств и корпораций государственными инвестициями и заказом, не помогает вырваться из дефляционной спирали.

Логика развития высоко монополизированного финансового капитализма толкает руководство ЕС к экспансии на новые рынки – это единственный шанс найти спрос на производимые европейскими ТНК товары и услуги (в том числе банковские) и удержать на плаву отечественных производителей. Более того, это единственный способ обеспечить сохранение пирамиды долгов, которая была построена в Европе за последние годы (государственный долг в среднем по странам Еврозоны вырос за последние годы с 55-60% до 100-105% ВВП).

Стремление Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону свободной торговли крайне сильно политически ангажировано. Это что-то из области фанатичной веры в то, что «Запад нам поможет» или «пустите Дуню в Европу». Совершенно очевидно, что подобного рода инициативы обернутся социально-экономической катастрофой – в перспективе 2-3 лет Украина свалится в глубокий кризис и состояние дефолта.

Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительству занимающего должность советника президента Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета. Во-первых, это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов, экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.

Во-вторых, интеграция «братской республики» с ЕС повлечет самоликвидацию торговых отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина превратится в окно или проходной двор для товаров европейских корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в Россию.

В-третьих, для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного суверенитета также подлежит передачи на уровень европейских элит. В соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие грузинского. В качестве "морковки" для граждан Украины «брюссельский обком» обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого Соглашения об Ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не обязывающая финансово-политические элиты ЕС «обещалка».


Комментариев нет:

Отправить комментарий