воскресенье, 30 июня 2013 г.

Отмывание «грязных» денег банками: самые громкие скандалы


 Валентин Катасонов
В предыдущей статье мы рассматривали механизмы «отмывания» наркоденег и других «грязных» денег - как без участия банков, так и с их активным участием. Рассмотрим наиболее крупные скандалы «отмывания» через банки за последние три десятилетия

BANK OF BOSTON и другие. На связь банкиров и наркомафии чётко указали результаты расследования специальной рабочей группы, созданной в США в 1982 г. под руководством Дж. Буша, в то время вице-президента. Эта группа вскрыла связь сорока банков США с наркодельцами «Медельинского картеля». Начатые расследования тогда не привели к шумным разоблачениям. Был оштрафован только один крупный банк — «Бэнк оф Бостон».

CITIBANK. Этот банк – в отдельные годы крупнейший на Уолл-стрит (по активам, оборотам, рыночной капитализации, прибыли) - особенно часто фигурирует в разных скандалах, связанных с «отмыванием» денег. В начале прошлого десятилетия профессор социологии Бинхамтонского университета (Binghamton University) Джеймс Петрас в «Ла Джорнада» рассказал о некоторых «отмывочных» проделках Ситибэнк. Они базируются на использовании подразделений частного бэнкинга (ЧБ), о чем мы говорили в предыдущей статье:

«Например, в случае Рауля Салинаса (брат президента Мексики – В.К.) отдел ЧБ в Ситибэнк помог ему перевести 90-100 миллионов долларов из Мексики способом, успешно маскирующим источник и пункт прибытия денег, оборвав их след. Как обычно, Ситибэнк организовал подставную оффшорную компанию, дал Салинасу секретный код, обеспечил псевдоним для того, кто положил деньги на счет в Ситибэнк в Мексике и перевел деньги на концентрированный счет в Нью-Йорке, откуда их затем перевели в Швейцарию и Лондон. Частные инвестиционные компании (ЧИК) придуманы большими банками для хранения и укрывания чьих-нибудь богатств. Номинальные руководители, вкладчики и держатели акций этих подставных корпораций сами – подставные корпорации, контролируемые отделами ЧБ. ЧИК становится держателем различных банковских счетов и инвестиций и сведения об истинных владельцах похоронены глубоко где-нибудь на Каймановых островах. Отделы ЧБ больших банков, как Ситибэнк держат наготове ЧИК для тех клиентов, которым они понадобятся.

Система работает по принципу матрешки, одна компания внутри другой, другая внутри третьей, а концы недоступны для закона. Соучастие государства в отмывании денег большими банками очевидно, если вспомнить историю. Отмывание денег большими банками расследовалось, проверялось, критиковалось и преследовалось по закону, у банков есть инструкции, которым они обязаны подчиняться. Однако банки, вроде Ситибэнк, игнорируют инструкции и законы, и правительство не обращает на это внимания. За последние 20 лет отмывание большими банками преступных и украденных денег росло в геометрической прогрессии, превышая по масштабам и прибыльности законные операции. Эксперты оценивают прибыльность ЧБ в 20-25% годовых.

Расследования конгресса показали, что Ситибэнк предоставлял «услуги» четырем политикам – мошенникам, переведя 380 миллионов долларов: Рауль Салинас – 80 - 100 миллионов долларов, Азиф Али Зардари (муж бывшей премьер-министра Пакистана) - свыше 40 миллионов долларов, Аль Хадж Омар Бонго (диктатор Габона с 1967 года) - свыше 130 миллионов долларов, Абача (сын генерала Абача, бывшего диктатора Нигерии) - свыше 110 миллионов долларов. Во всех этих случаях Ситибэнк нарушал свои собственные правила и государственные инструкции – не проверял сведения о клиенте, не определял источники денег, не сверялся с законами страны, откуда пришли деньги. Напротив, банк облегчал перевод денег – основал подставные компании, предоставил секретные имена, провел деньги через концентрированные счета и вложил их в законный бизнес или ценные бумаги в США, и т.д. Ни в одном из этих случаев – или в тысячах подобных, банк не проявил «должного усердия» (согласно которому отделы ЧБ по закону обязаны гарантировать, что они не способствуют отмыванию денег). Даже после ареста их клиентов Ситибэнк продолжал обслуживать их, включая перевод денег на секретные счета и предоставление займов»[1].

Банк WACHOVIA. Этот американский банк (в русской транскрипции – Ваковия или Вачовия) на сегодняшний день является рекордсменом по объемам «отмытых» денег наркомафии. В результате 22-месячного расследования, проведенного Агентством по борьбе с наркотиками США, выяснилось, что в период 2004-2007 гг. через указанный банк было пропущено 378,4 млрд. долл. наркоденег (в расчете на год получается почти по 100 млрд. долл.). Клиентами банка были мексиканские наркокартели (как мы говорили ранее, провести границу между мировыми банками и наркокартелями сегодня уже невозможно - прим. ред.). Комментируя историю отмывания денег банком Ваковия, бывший руководитель УНП ООН Антонио Коста обратил внимание, что отмывание осуществлялось через филиальную сеть в Мексике: «Случай с Вачовией показал очень ясно, что люди не обязательно шли в филиал банка где-нибудь в Нью-Йорке с полными портфелями наличных денег. Нет, депозит был сделан в Мексике или в некоторых центральноамериканских странах, а затем пошел по своему пути к банку Ваковия в США»[2].

Банк BCCI. Сегодня мало уже кто помнит банк с названием BCCI (Bank of Credit and Commerce International). В 1980-е годы BCCI входил в список десяти крупнейших банков мира. В 1988 году банк имел 417 отделений в 73 странах мира (в том числе 45 отделений в Великобритании). История банка – хрестоматийный пример формирования тесного альянса ростовщиков (банков), наркобизнеса, международных террористов и спецслужб. Банк BCCI был основан в 1972 году пакистанским (по другим данным, индийским) бизнесменом по имени Ага Хасан Абеди – агентом ЦРУ. Банк связан с Усамой Бин Ладеном, «Аль Каидой», занимался финансированием терроризма за счет доходов от наркобизнеса. На протяжении 70-х и 80-х годов прошлого столетия против банка Абеди накапливалось все больше фактов, доказывавших его вовлеченность в операции с наркотиками и отмыванием «грязных» денег.

Начальным пунктом расследования явилось отделение BCCI в Тампе (США), через которое было отмыто в общей сложности 34 млн. долл. наркоденег, поступавших от розничных торговцев кокаина из Лос-Анджелеса, Майами и Нью-Йорка. Кокаин доставлялся в указанные города из Колумбии от Медельинского картеля. Наркоденьги, вливавшиеся в отделение банка в Тампе, были верхней частью айсберга. Вскоре выяснилось, что отделение BCCI в Майами занималось точно такими же операциями по «отмыванию» денег наркокартеля. Оттуда деньги на частных самолетах перевозились в Панаму и на Каймановы острова. Далее они в виде телеграфных переводов поступали в отделение банка в Люксембурге. А уже оттуда под видом «кристально чистых» денег рассылались во все точки мира на банковские счета BCCI главарей и подручных наркокартеля. Между прочим, и в Колумбию, в которой банк открыл семь отделений, в том числе пять в Медельине.

Лишь в начале 1990-х гг., когда количество улик достигло критической массы, начались активные проверки банка в США, Великобритании, других странах. Расследование, проведенное Конгрессом США в 1991 году, показало, что BCCI активно участвовал в контрабанде оружия (афера ЦРУ «Иран-конрас»), финансировании террористических группировок, отмывании наркодолларов, а также финансировал афганских моджахедов и создание ядерного оружия Пакистаном. В том же 1991 году банк был закрыт, однако никаких громких процессов в связи с «отмыванием» денег и финансированием терроризма не проводилось, поскольку в аферах были замешаны американские и британские спецслужбы[3].

Банки HSBC и STANDARD CHARTERED. Среди банков, активно сотрудничающих с наркомафией, много организаций, которые относятся не к Уолл-стрит, формально (по месту расположения головного офиса и регистрации) являются европейскими. В этом списке такие звучные имена, как Royal Bank of Scotland, Barclays Private Bank (дочерний банк Barclays), Coutts & Co., HSBS. Банк Coutts & Co., между прочим, обслуживает английскую элиту и Ее Величество Королеву. После нескольких предупреждений Служба финансового надзора вынуждена была оштрафовать этот элитный банк на 8,75 млн. ф. ст. за нарушение кодекса о борьбе с отмыванием денег.

Самым крупным из названных банков является HSBC (Hong Kong and Shanghai Bank Corporation), который по многим показателям не уступает таким гигантам Уолл-стрит, как Ситибэнк или Джи-Пи Морган. Летом 2012 года мировые СМИ сообщили о том, что в сенате США подкомитетом по расследованию финансовых нарушений был обнародован отчет об участии банка HSBC в отмывании «грязных» денег. Согласно докладу, одним из крупнейших банков пользуются мексиканские наркоторговцы. Следователи также зафиксировали подозрительные средства из Сирии, Каймановх островов, Ирана и Саудовской Аравии.

Расследование, которое длилось год, изучило тысячи документов и опросило десятки работников банка. Британская газета «Дейли телеграф» приводит данные, согласно которым только в 2007 - 2008 годах через представительства британского банка в Мексике в банки США были переведены 7 млрд. долларов. Существуют доказательства того, что банк занимался «отмыванием» денег, по крайней мере последние семь лет[4] (помимо того, что именно этот банк, созданный наркобаронами - Ротшильдом, и Джардином и Маттисоном, - момента своего создания вырос и процветал на деньгах, вырученных от операции по торговле опиумом, который Британия насильно заставила покупать Китай, что привело к вымиранию 50 млн. китайцев и превращению 120 млн. в наркоманов - прим ред.).

В HSBC сообщили, что начали проверку по факту отчета. Банк обещает исправить те недостатки системы, которые позволили помочь международным уголовным и террористическим группировкам.

Кроме HSBC власти США провели ряд расследований в отношении других именитых европейских банков. Агентство AFP сообщило, что американские власти обвинили несколько крупных европейских банков в незаконных сделках со странами, которые находятся под санкциями. Под подозрение попал, в частности, британский банк Standard Chartered. Для того, чтобы не быть исключенным из нью-йоркской биржи, этот банк в середине августа 2012 г. согласился выплатить штраф в размере 340 млн. долларов[5].

BALTIC INTERNATIONAL BANK. Мы неоднократно говорили, что первичными «фильтрами» грязных денег являются банки, действующие на периферии мировой финансовой системы. В качестве примера можно привести действующий в Латвии Baltic International Bank (принадлежащий бывшему гражданину СССР Белоконю). Имя этого банка всплыло в процессе расследования операций американского банковского гиганта Вачовия. Латвийский банк был транзитным пунктом, на который деньги поступали от четырех зарегистрированных в Новой Зеландии компаний - Keronol, Melide, Dorio и Tormex. Указанные компании занимались первичной «очисткой» денег, которые туда поступали от мексиканских наркокартелей. Фирмы попали в поле зрения правоохранительных органов в ходе расследования операций американского банка Ваковия. Через счет только одной фирмы Tormex в Baltic International Bank с 2007 года по осень 2008 года в целом было переведено $ 680 млн. В Латвии платежи были перечислены разным фирмам с банковскими счетами в еще нескольких банках: Hansabanka, Aizkraukles Banka, Baltic Trust Bank, Rietumu Banka, Parex Banka, Trasta Komercbanka. Платежи делались как разным офшорам или так называемым фирмам-призракам по всему миру, так и реально существующим в Европе, США, на Ближнем и Дальнем Востоке компаниям. Большая часть сделок, на основании которых средства переводились со счета Tormex в Baltic International Bank, оказались фиктивными. Кстати, из латвийского банка $ 40 млн. отмытых денег поступило на счет лондонского отделения банка Виковия[6].

JPMORGAN и BANK OF AMERICA. На момент написания данного материала самая последняя информация об участии банков мирового калибра в отмывании денег была опубликована в середине сентября 2012 г. газетой The New York Times со ссылкой на авторитетные источники. Были названы банки JPMorgan и Bank of America. Сообщается, что в отношении их проводится расследование в связи с подозрениями в отмывании денег и возможном финансировании наркоторговли и террористической деятельности. Как отмечает газета, расследование, которое в настоящее время проводят федеральные и местные власти, является одним из самых крупных в США за многие десятилетия. Оно уже близко к завершению[7].

(здесь так же стоит вспомнить и «дело Bank of New York» с «отмыванием» денег, выведенные из банка «Нижегородец» - с участием Б.Немцова и вице-президента BoNY Натальи Гурфинкель-Кагаловской, супруги К.Кагаловского, который в «гайдаровском кагале» отвечал за «связи с мировым правительством»- обществом «Монт Пелерин» и Институтом изучения коммунистических экономик в Лондоне (MI6); был он и представителем России при МВФ и ВБ в первой половине 90-х гг. Судя по всему, именно через них, с октября 1998-го по март 1999 года прошли $4,2 млрд, - т.е. «отмыт» «стабилизационный кредит» МВФ, - при участии У. Браудера и его погибшего при странных обстоятельствах партнера Эдмона Сафры, о чем мы упоминали в предыдущей части.

В ноябре 1999 года спецслужбами Великобритании и США была выявлена зарегистрированная в Лихтенштейне компания Tetra Finance Establishment, которой руководила Гурфинкель-Кагаловская. Лондонская The Times писала, что через данную компанию могли выводиться средства Инкомбанка накануне его краха.

А тогдашним генпрокурором Ю.Скуратовым, на основании документов, полученных им из Центробанка, был составлен список из 790 российских чиновников, которые перевели за рубеж через Bank of New York $ 15 млрд. - прим.ред.).
____________________________

[1] Джеймс Петрас, «Возвышение империи США основано на «грязных деньгах»»// Ла Джорнада, 19 мая 2001 года
[2] Антонио Коста: «Наши правительства должны быть в состоянии ликвидировать связь между настоящими преступниками и банкирами» // ИА Комиинформ, 13.06.2012
[3] Подробнее см.: Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Книга 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2011, с. 35-38
[4] «Конгресс США обвинил HSBC в пособничестве отмыванию доходов наркосиндикатов». //ИТАР-ТАСС, 17.07.2012
[5] The New York Times, 15.09.2012
[6] «Мексиканский наркокартель отмывал деньги через латвийские банки» // TVNET/ves.lv 20 ноября 2011 г
[7] The New York Times, 15.09.2012


Комментариев нет:

Отправить комментарий