воскресенье, 30 июня 2013 г.

Белоруссия «размораживает» отношения с Западом.


 Юрий Баранчик
Одной из самых обсуждаемых тем последних недель в белорусском политическом сообществе был вопрос о том, отменит ли Евросоюз визовые санкции в отношении министра иностранных дел Республики Беларусь (РБ) Владимира Макея. 24 июня визовый запрет в отношении В.Макея Евросоюз отменил, сохранив, однако, белорусского министра в списке лиц, в отношении которых действуют ограничительные меры со стороны ЕС. Пресс-служба Совета ЕС сообщила, что отмена визовых санкций была произведена «с целью облегчить дипломатические контакты между ЕС и Беларусью», но это, как оговаривалось в сообщении, «никоим образом не означает изменения в европейской политике по отношению к Беларуси». Пресс-секретарь МИД Белоруссии отметил, что сейчас «прорабатывается» вопрос об участии В.Макея в запланированной в июле в Брюсселе встрече глав МИД стран «Восточного партнерства»…

Вопрос о том, сопровождалась ли частичная отмена санкций в отношении белорусского министра определёнными условиями со стороны Брюсселя, остался открытым (в Белоруссии на этот счёт высказывались разные точки зрения), но так или иначе Евросоюз показал, что налаживание дальнейшего диалога возможно лишь после новых шагов белорусской стороны, демонстрирующих «прогресс» в отношениях с Европой (оценку «прогрессу» будут давать, естественно, в Брюсселе). Судя по всему, установка белорусского политического руководства на достижение «прогресса» имеется. Буквально на днях произошли сразу три примечательных события.

Во-первых, белорусская ПВО не стала сбивать или сажать на своей территории перелетевший литовскую границу вертолет. Нарушителя границы отпустили. Возможный конфликт был быстро исчерпан, и стороны остались довольны друг другом.

Во-вторых, КГБ Белоруссии прекратил уголовное преследование в отношении Антона Суряпина и Сергея Башаримова, проходивших по делу о «плюшевом десанте». Дело в их отношении было возбуждено после того, как 4 июля 2012 года легкомоторный гражданский самолет, пилотируемый двумя гражданами Швеции, пересек со стороны Литвы воздушное пространство Беларуси и разбросал над Минском и Ивенцом (Минская область) плюшевых мишек с призывами к свободе слова в Белоруссии. 7 августа 2012 года КГБ предъявил Суряпину и Башаримову обвинения в пособничестве незаконному пересечению госграницы иностранными гражданами. Было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 371 (незаконное пересечение государственной границы Республики Беларусь) и ч. 6 ст. 16 (пособничество в совершении преступления) УК РБ. Санкция статьи 371 предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. В конечном итоге в отношении А.Суряпина и С.Башаримова была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, позднее измененная на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

В-третьих, было переквалифицировано обвинение Андрею Гайдукову, который ранее обвинялся в государственное измене. Против задержанного 8 ноября 2012 года сотрудниками КГБ А.Гайдукова было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 14 («покушение на преступление») и по ч. 1 ст. 356 УК Беларуси («измена государству в форме проведения агентурной деятельности»). Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет. Теперь государственный обвинитель запросил для него два года заключения.

Всё это имеет прямое отношение к изменениям во внешней политики Беларуси. Тот вал встреч, которые В. Макей и представители его министерства проводят на Западе с начала года, стал давать результаты. Белорусские власти начали предпринимать шаги, призванные продемонстрировать смягчение политического климата в республике.

* * *

Основной причиной поворота белорусской внешней политики в сторону «размораживания» отношений с Западом считают стремление Минска сохранить по отношению к Москве «свободу рук», после того как с 1 января 2015 года Белоруссия войдёт в состав Евразийского экономического союза. Запад рассматривается здесь как своего рода противовес. Этот манёвр Минска на Западе, с одной стороны, приветствуют, с другой – готовятся выдвинуть белорусскому руководству свой список требований. С учетом того, что в 2014-2016 годах Беларусь вступает в очередной избирательный цикл (в 2014 году – выборы в местные советы, в 2015 году – выборы президента, в 2016 году – выборы в парламент), эти требования будут, видимо, носить вполне конкретный характер.

Официальному Минску важно, чтобы итоги выборов 2014-2016 гг. были признаны не только Россией, но и, по возможности, Западом. Там готовы пойти навстречу Минску в преддверии избирательного цикла в РБ и снять свои самые «неудобные» требования с повестки дня. Такое полюбовное решение скажется и на конфигурации внутриполитического пространства Белоруссии.

 Например, если до парламентских выборов 2016 года произойдет преобразование республиканского общественного объединения «Белая Русь» в партию и по итогам выборов новая партия займет доминирующее положение в белорусском парламенте, то Западу будет гораздо сподручнее сотрудничать с новой партией власти, чем с оппозицией, не имеющей отношения к процессу принятия решений на государственном уровне. Одним из следствий такой реконфигурации политического пространства должно стать изменение отношения к лидерам прозападной оппозиции и к самому феномену прозападной оппозиции в Беларуси.

Подталкивает белорусских руководителей к «размораживанию» отношений с Западом и нестабильная экономическая обстановка в республике. Несмотря на то, что за последнее время серьезно вырос уровень средней зарплаты (с 350 долларов до 550), это не сказалось на росте благосостояния, так как соответственно выросли и цены. Со вступлением же России в ВТО для белорусских предприятий стал закрываться российский рынок. А затоваренность складов белорусских предприятий, которые продолжают гнать вал для достижения поставленных показателей, превышает все разумные границы.

Белоруссия нуждается в новых кредитах. Внешнеторговое сальдо республики начало уходить в минус. Если такая тенденция продолжится еще полгода, то серьезно усилится давление на белорусский рубль и на его поддержку снова придется тратить средства из золотовалютных резервов. К чему это приводит в белорусских условиях, после кризисов 2009 и 2011 годов объяснять долго не надо. К тому же, по мнению некоторых экономистов, белорусский рубль и сегодня серьезно (приблизительно на 15%) переоценен, то есть реально курс белорусского рубля должен быть не 8750 за один доллар, а где-то 9500-9700.

Естественно, что если сейчас начать мягкую девальвацию, то население опять бросится за долларом. Если же ничего не делать, возрастёт риск одномоментной девальвации. В любом случае, даже при мягкой девальвации на 15-20%, начнет снижаться средняя зарплата по республике где-то до 400-450 долларов. Однако цены-то останутся прежними, соответствующие средней зарплате в 550 долларов. Эта экономическая проблема грозит быстро превратиться в социальную и даже политическую, что накануне избирательного цикла 2014-2016 годов, безусловно, нежелательно. Для поддержания социально-экономической стабильности Белоруссии требуется кредит приблизительно на 5-7 млрд. долларов, который позволит удержать ситуацию в экономике под контролем. В Минске ожидают, что этот кредит может дать Международный валютный фонд - хотя ещё в июне 2011 г. по линии Евразийского банка развития было одобрено выделение Белоруссии финансового кредита в объеме 3 млрд. долл., к началу 2013 г. было перечислено четырьмя траншами 2,12 млрд. долл. и было подтверждено выполнение Белоруссией условий пятого транша кредита на 440 млн. долл. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий