вторник, 29 января 2013 г.

Россия не готова к валютным войнам и станет "коллективной жертвой"

 Владислав Жуковский
В настоящий момент проблема разгорающихся валютных войн стоит как никогда остро. По мере разрастания кризисных явлений в мировой экономике и усиления глобальной конкуренции за выживание в условиях неизбежного сжатия платёжеспособного спроса крупнейшие экономики мира прибегли к последнему оружию – "валютным войнам". Центробанки крупнейших экономически развитых стран, пытаясь затормозить сползание национальных экономик и всей мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии, продолжают прибегать к политике монетизации государственного долга и расширению эмиссионной накачки международной валютно-финансовой системы.

Крупнейшие эмиссионные центры спасают экономики своих стран

Вслед за Швейцарией, Центральный банк которой год назад в ответ на беспрецедентный приток спекулятивного капитала из охваченной долговым кризисом Еврозоны был вынужден нарушить все догмы "финансового либерализма" и жёстко привязал курс евро по отношению к швейцарскому франку, к агрессивной денежно-кредитной политике склоняется всё больше стран. Прекрасно осознавая, какие проблемы для отечественной экономики создаёт избыточное укрепление курса национальной валюты, развивающиеся страны начинают резко ужесточать финансовый контроль за притоком спекулятивного капитала и проводить агрессивную денежно-кредитную политику. Тем не менее,
лишь Россия остаётся одной из немногих стран, которая, судя по действиям и заявлениям чиновником Банка России, готова выступить в качестве "коллективной жертвы" и поставить под удар национальную экономику и уровень жизни россиян в угоду пространным рассуждениям об "ответственности перед мировым сообществом".

Напомним, что только за последние 5 лет крупнейшие центральные банки мира (ФРС США, ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии и Банк Швейцарии) расширили масштабы эмиссии более чем в 2 раза – с 4,5 до практически 10 трлн в долларовом эквиваленте. Столь стремительный рост балансов основных эмиссионных центров спровоцировал падение курсов национальных валют по отношению к валютам развивающихся стран, что создало дополнительные преимущества для крупнейших экономик мира.

Одновременно с этим, согласно оценкам ОЭСР и МВФ, только в 2011г. с целью предотвращения избыточного укрепления курса национальных валют всеми странами мира было потрачено чуть менее 1,5 трлн долларов – именно настолько увеличился объём международных резервов в рамках мировой экономики. Если бы эти средства не были изъяты с валютного рынка национальными Центральными банками, то этот денежный навес "резервных" валют спровоцировал бы существенное укрепление стран, имеющих профицит счёта текущих операций (Китай, Индия, Германия, Япония, Россия, страны-нефтеэкспортёры и т.д.).

Неудивительно, что именно такой объём средств был эмитирован крупнейшими Центробанками мира для финансирования бюджетных дефицитов, позволяющих замещать выпадающий спрос частного сектора государственным спросом, и затыкания дыр в банковской системе. По итогам 2012г. прирост валютных резервов в мировой экономике замедлился до 1,1 трлн долларов, а всего за последние 7 лет он составил порядка 5,2 трлн долларов. То есть практически полностью совпал с объёмом эмиссии крупнейших центральных банков мира, которые, спасая отечественную финансовую систему и продвигая интересы национального крупного бизнеса на внешних рынках, в нарушение норм МВФ монетизировали государственный долг. Т.е. кредитовали бюджетные дефициты, хоть и делали это в завуалированной форме через операции на открытом рынке и рефинансирование под залог государственных облигаций.

За период с конца июля 2012г. по середину января евро укрепился по отношению к американскому доллару более чем на 10,5% и в настоящий момент торгуется на максимальных отметках с весны предыдущего года. Именно по этой причине глава Еврогруппы Жан Клод Юнкер ещё в середине января был вынужден открыто заявить, что чрезмерно агрессивная монетарная политика ФРС США, который ежемесячно вливает в американскую и глобальную финансовую систему порядка 85 млрд долларов, провоцирует избыточное укрепление валют его внешнеторговых партнёров и, прежде всего, Еврозоны.

Однако практически никакого эффекта выступление главы Еврогруппы на финансовые рынки не оказало – после одномоментного падения на 1,2% евро начал снова укрепляться и вплотную приблизился к максимальным отметкам за последние 10 месяцев.

Приблизительно аналогичная ситуация наблюдается в Японии, в которой вернувшийся на пост премьер-министра страны лидер Либерально-демократической партии Синдзо Абэ открыто заявляет, что намерен запустить очередные раунды программы количественного смягчения, нарастить выкуп государственных и корпоративных ценных бумаг с рынка и продолжить печатать йены до тех пор, пока в стране впервые за два десятилетия не появится устойчивая двухпроцентная инфляция.

Признание того факта, что избыточное укрепление курса национальной валюты по отношению к американскому доллару и евро оказывает крайне негативное влияние на состояние японской экономики и делает неконкурентоспособными японские товары как на внутреннем, так и на внешних рынках, и объявление о запуске очередной программы выкупа активов спровоцировали масштабную девальвацию йены.

Что касается курса евро, то валюта Еврозоны в условиях усиления кризисных явлений в Старом Свете выглядит крайне переоценённой по отношению к американскому доллару и уже в ближайшие 2 недели евро может опуститься до отметки в 1,3 доллара за евро, а в перспективе 1,5-2 месяцев мы вполне можем увидеть тестирование сначала отметки в 1,275, а затем и 1,25 долларов за евро. В случае запуска очередной раунда долгосрочного рефинансирования коммерческих банков (LTRO), а также расширения программы выкупа "плохих" долгов на баланс ЕЦБ, евро и вовсе может обновить минимальные уровни на отметке в 1,2 американских доллара за евро к маю-июню текущего года.

Россия готовится к поражению в глобальной "валютной войне"

Масштабы перекосов в мировой валютно-финансовой системе достигли таких угрожающих размеров, что о рисках дестабилизации мировой экономики на состоявшемся в середине января Гайдаровском форуме был вынужден заявить даже первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Который, как и всё руководство Центрального Банка, традиционно отличается крайне замедленной и, что ещё хуже, неадекватной реакцией на происходящие события. Это уже не говоря о способностях прогнозирования макроэкономических тенденций и их последствий для России.

Улюкаев заявил об угрозе "валютных войн", но в крайне мягкой и политкорректной форме. Он вполне резонно заявил, что "мы имеем здесь очень серьезный дисбаланс. Я считаю, что ситуация здесь не улучшается, а ухудшается. Мы на пороге очень серьезных, мне кажется, конфронтационных действий в области того, что называется, может быть, излишне эмоционально, валютными войнами".

"И это путь не к единству, а к сепарации, сегрегации, разделу на отдельные зоны влияния, вплоть до очень острой конкуренции, вплоть до мировых торговых и валютных войн, что, безусловно, контрпродуктивно", – резюмировал Улюкаев. Более того, зампред ключевого финансово-экономического ведомства страны, призванного финансировать экономический рост и повышать устойчивость финансовой системы, выразил надежду, что российские власти не пойдут по пути остальных стран мира и сделают Россию главной жертвой "валютных войн".

И это притом что Банк России даже согласно действующему закону "О Центральном Банке России" обязан обеспечивать "защиту и устойчивость рубля". То есть не просто обеспечивать стабильность курса рубля (скажем, на отметке в 30 рублей за американский доллар), а именно его устойчивость, которая выражается, в том числе, в поддержании оптимального соотношения макроэкономических пропорций и, в частности, в обеспечении устойчиво высоких темпов роста национальной экономики.

Констатировав факт нарастания глобальной конкуренции и ужесточения борьбы за доступ на рынки сбыта, руководство Центрального Банка вообще ни слова не сказало о том, что нужно делать, чтобы оказать поддержку и без того задыхающейся отечественной экономике.

Немного поругав коллег "из уважаемых центральных банков и уважаемых правительств", Улюкаев по сути дела призвал финансово-экономический блок российского правительства придерживаться излюбленной стратегии - сложить руки, списать все беды на кризис в мировой экономике и отказаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы помочь компенсировать негативные последствия от избыточного укрепления курса рубля и дали стимул оживлению производственной активности.

Более того, по мнению Алексея Улюкаева, Россия не станет участвовать в "валютных войнах". По его словам, "это игра с отрицательной суммой, в которой нельзя выиграть, но совершенно точно можно проиграть глобально". С таким подходом к макроэкономической политике можно не удивляться тому, что Россия традиционно оказывается хуже всех готова к изменениям макроэкономической конъюнктуры и кризисам.

Этой фразой Улюкаев автоматически не только дал понять, что никаких позитивных изменений в проводимой в стране денежно-кредитной политике не предвидится – Россия будет по-прежнему плестись в хвосте мировых процессов. А национальная экономика и финансовая система будут оставаться в критической зависимости от эмиссионной политики крупнейших Центробанков мира. Руководство Банка России открыто признало, что Центральный Банк России (шире – весь экономический блок правительства) в принципе не способен проводить эффективную стимулирующую денежно-кредитную политику в интересах развития отечественной экономики. Так как у него это априори получается с отрицательным результатом. 

Непонятно, зачем России нужен Центральный Банк, который мало того, что искусственно душит отечественную экономику и поддерживает хронический дефицит денег в финансовой системе, привязывая практически целиком эмиссию рубля к притоку иностранной валюты, так ещё и отказывается оказывать поддержку национальным производителям в условиях нарастающей конкуренции с иностранными ТНК.

Хуже того, складывается такое впечатление, что руководство ключевого финансово-экономического ведомства России, которое отказывается исполнять функции кредитора последней инстанции, ключевого института рефинансирования экономики и основного эмиссионного центра, не в курсе опыта других стран мира, которые проводят активную денежно-кредитную политику и делают это весьма успешно.

Достаточно вспомнить опыт того же самого Китая, который на протяжении как минимум двух десятилетий подряд удерживает искусственно заниженный курс национальной валюты (юаня) по отношению к американскому доллару, что вызывает колоссальное недовольство США и ЕС. Однако примат национальных интересов и нацеленность на повышение конкурентоспособности отечественной экономики позволяет руководству Китая закрывать глаза на нарастающее давление Запада и проводить самостоятельную финансово-экономическую политику.


Накануне
http://www.nakanune.ru/articles/17377/

Комментариев нет:

Отправить комментарий