среда, 6 июня 2012 г.

Греция может стать банкротом уже в июле


6 июня 2012, Взгляд
Финансовые ресурсы Греции быстро подходят к концу, и Афины могут остаться без денег уже в июле, пока европейские лидеры пытаются понять, как им сохранить валютный союз.

В худшем случае, пишет в среду The New York Times, Афины будут вынуждены временно приостановить выплату зарплат и пенсий, импорт топлива, продуктов питания и лекарственных препаратов.

Дефицит средств составит порядка 1,7 млрд евро, несмотря на обещанную Греции в начале весны вторую программу помощи объемом 130 млрд евро, поскольку налоговые поступления резко сокращаются, а другие источники потенциальных доходов государства иссякли.

Греческие чиновники рассматривают возможность использовать средства, предназначенные для рекапитализации проблемных греческих банков. Некоторые даже предлагают расплачиваться с госслужащими и поставщиками долговыми расписками.

«Тройка» международных кредиторов Греции (МВФ, Еврокомиссия и ЕЦБ) откладывает выплату 1 млрд евро из очередного транша до тех пор, пока в стране не будет сформировано стабильное правительство. Однако даже если эти деньги дойдут до Афин, Греции все еще предстоит изыскать дополнительные средства для покрытия обязательств.

Одним из ключевых элементов бюджетной реформы Греции является предпосылка, что властям удастся хотя бы частично взыскать задолженность по налогам с тех граждан и компаний, которые долгие годы уклонялись от их уплаты. По оценкам налогового ведомства страны, налоговая задолженность составляет 45 млрд евро, однако, если подходить к вопросу с реалистичных позиций, в бюджет из них вряд ли поступит даже десятая часть.

Зарплаты в государственном и частном секторах были сокращены в этом году почти вдвое, в результате чего в январе-апреле Афины недосчитались 495 млн евро из запланированных доходов от НДФЛ. Кроме того, резко обедневшие потребители сократили расходы, что привело к банкротству множества малых предприятий и общему снижению налоговых выплат компаниями.

Министерство финансов Греции рассчитывало на рост поступлений в результате повышения НДС до 23% в соответствии с условиями международных кредитов. Однако за первые 4 месяца 2012 года Минфин получил на 800 млн евро меньше запланированной суммы НДС. Частично это объясняется сокрытием доходов от налогов, утверждают представители налогового ведомства страны.

В мае налоговые сборы составили на 25% меньше, чем за тот же месяц 2011 года, хотя должны были вырасти.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее стало известно, что министры финансов «Большой семерки» во вторник проведут экстренные переговоры о кризисе еврозоны, чтобы заставить европейцев действовать.

Источник, знакомый с планами «Большой семерки», сообщил, что в ходе телефонной конференции министры финансов призовут усилить прогресс в решении вопросов на саммите Евросоюза 28–29 июня. Тем не менее рынки, вероятно, будут разочарованы, если это будет единственной целью конференции.

Тем временем в международном рейтинговом агентстве Standard & Poor's в понедельник заявили, что шансы Греции остаться в составе еврозоны составляют один к трем. 

Греция - восемь недель до банкротства: "балканский дисбаланс" сдвигается в пользу Турции

29 мая 2012, Дмитрий Семушин
Лидеры стран Европейского Союза и управляющие его общими делами в столице ЕС Брюсселе и Страсбурге, а также ведущие финансисты Европы и мира сейчас с напряжением следят за предвыборной кампанией в Греции. Вопрос ставится так: от результата повторных после 6 мая выборов 17 июня зависит, останется ли Греция в еврозоне, или ей предстоит ее покинуть. Всеобщие выборы в Греции являются непрямым референдумом по этой проблеме.

В центре разногласий политической и социально-экономической жизни Греции стоит проблема принятия "пакета помощи" ЕС и МВФ в размере €130 млрд. Принятие денег, разумеется, обговорено условиями, среди которых есть затрагивающие социально-экономические интересы подавляющего большинства греческого населения. Вот они то и порождают у него сомнения. С другой стороны, принимать положительное решение по "пакету помощи" необходимо и как можно скорее. Выборы состоятся 17 июня, а нынешние запасы евро в кладовых греческих банков, как сейчас утверждается, будут исчерпаны уже в конце июня месяца. Оптимистический сценарий дает грекам восемь недель до банкротства. Без новых поступлений валюты, на этот раз из €130 млрд "пакета помощи", Греции придется объявлять миру о своем дефолте. Сейчас возможность подобного сценария расценивается экспертами из City Group, как три против одного. Отметим, что в хронологической череде это второй "пакет помощи" Греции, а в феврале 2012 года речь шла уже о третьем.

Греческий дефолт имеет пока не совсем предсказуемые последствия, как для Греции, так и ЕС, а также всего остального мира. В последних двух случаях эксперты опасаются, что банкротство Греции через эффект домино приведет к аналогичной ситуации в Италии, Португалии и Испании, следствием этого станет распад зоны евро. Кроме того, греческий дефолт может стать спусковым механизмом к новому после 2008-2009 гг. витку финансового и экономического кризиса в мире.

Парадоксальность нынешней предвыборной кампании в Греции в том, что 85% греческого населения желали бы, чтобы евро и дальше оставалось платежным средством в Греции. При этом больше половины граждан этой страны выступает против принятия "пакета помощи". Т. е. личная позиция - против "пакета помощи" у греческого избирателя может сочетаться с желанием, чтобы евро осталось. Теперь именно эти граждане должны голосованием и решить судьбу своей страны, и, возможно, европейского валютного союза. Очевидно, что в данном случае в условиях кризиса стал проявляться базовый недостаток современной демократии - отсутствие социальной, политической и экономической ответственности у массового избирателя. Отсутствие у него способности принимать решения по затрагивающим лично его, но одновременно общественно значимым во временной перспективе проблемам.

Другой стороной беспомощности современного демократического плебса стал распад сложившейся системы власти и связанных с ней традиционных партий. При этом идущие на смену прошлому либерально-социалистическому тандему партии эпохи постмодерна не отличаются ни профессионализмом, ни внятной идеологией. В греческой ситуации после того, как две значимые партии десятилетий местной политики - социалистическая ПАСОК и либерально-консервативная "Новая политика" с одного дня на другой лишились двух третей своего прошлого электората, у греческих политиков во власти пропала какая-либо охота к ответственным, но крайне непопулярным решениям. Ведь падение классических партий случилось из-за их текущей деятельности по выполнению условий по "пакетам помощи". На прошлой неделе, 25 мая, германское издание Suddeutsche Zeitung, согласно имеющейся у него информации, утверждало, что власть в Греции парализована, приватизация государственных активов остановлена, а "реформы, проводимые правительством в Афинах, отстают от событий и практически остановились в последнее время". Паралич выразится и в том, что, как ожидается, в мае 2012 года министерство финансов соберет на 10% меньше налогов. Последнее обстоятельство 25 мая вызвало холодную ярость у исполнительного директора МВФ Кристин Лагард. В интервью британскому Guardian в связи с этим она заявила, что ей "жалко африканских детей в Нигере, а греков - нет".

Нынешний кризис в историческом центре демократической системы в Европе выявил базовый недостаток этой системы - отсутствие конституционной возможности чрезвычайной власти на особый строго ограниченный период. Между тем, классическая демократия в Древнем Риме такую возможность знала - магистратура единоличной диктатуры в чрезвычайной ситуации сроком на один год с возможностью продления. Что мы видим сейчас в охваченном всякого рода кризисами Европейском союзе? На государственном уровне попытки автократического правления вводятся в отдельных странах исподволь и не прямо. А действия эти встречают осуждение с наднационального уровня власти, как не соответствующие базовым ценностям демократического общества. Нынешний паралич власти в Греции встречает дружное осуждение, как в Брюсселе, так и Берлине с Вашингтоном, но как найти побудительный мотив для местной власти или использовать принуждение в греческом случае? Тем более что в Греции политический центр de facto оторвался от экономики. Ведь все принципиальные решения по экономике, финансам и инвестициям давно принимаются вне государственных границ Греции, правительству которой доверены осуществление приватизации госактивов и сбор налогов для исправных платежей по процентам.

Рейтинги политических партий Греции в идущей после 16 мая новой избирательной кампании демонстрируют, что идет концентрация избирателей вокруг основных полюсов: тех, кто готов принять условия ЕС, ЕЦБ и МВФ на получение пакета финансовой помощи - партий "Новая демократия" и ПАСОК; и тех, кто против - "Коалиция радикальных левых" (СИРИЗА). Концентрация идет за счет избирателей, голосовавших в предыдущие выборы за малые греческие партии. Позиция лидера партии СИРИЗА Алексиса Ципраса проста - грекам надо проявить твердость и не соглашаться на принятие €130 млрд. "пакета помощи" и связанных с ним условий. Твердость эту надо продемонстрировать голосованием на предстоящих выборах. В этом случае ЕС, Германия, ЕЦБ и МВФ вынуждены будут пойти на частичные уступки. Опросы общественного мнения показывают, что примерно половина греческих избирателей склонна верить в эту возможность.

В минувшую неделю лидеры ЕС, Германии, Франции, ЕЦБ и МВФ через мировые СМИ предприняли беспрецедентные усилия, чтобы изменить мнение греческих избирателей по означенной позиции Ципраса и партии СИРИЗА. Грекам при этом периодически демонстрировали то кнут, то пряник. Прежде всего, в СМИ стало широко распространяться мнение, что вероятность дефолта в случае победы СИРИЗА не просто велика, а событие это неизбежно. При этом заявлялось, что дефолт Греции с ее 2% экономики от ЕС будет, разумеется, неприятен, чувствителен для Евросоюза, но, в конечном итоге, преодолим. А вот Греции от него станет действительно плохо. Правительства и финансовые институты стран ЕС наперегонки стали заявлять, что они приступили к подготовке планов на случай неизбежного дефолта Греции и выхода этой страны из еврозоны. В ситуации с банками конкретно стало известно, что они подсчитывают свои возможные убытки.

Как оказалось, более всего в Греции пострадают из трансевропейских не германские, а французские банки. Так, в частности, для примера, Credit Agricole рискует лишиться €5.2 млрд., BNP Paribas - €2.9 млрд., Societe Generale - €400 млн. Глава Европейского центрального банка Марио Драги уже дал понять, что хотя он лично поддерживает членство Греции в еврозоне, но не будет сохранять его любой ценой.

Следует отметить, что при этом никто и не отнимал у греков "надежду" в случае их "правильного выбора" 17 июня. С регулярной периодичностью в СМИ повторялось, что Греция для еврозоны еще не потеряна. Надежду дал новый французский президент Франсуа Олланд, пообещавший сменить стратегию экономии по рецепту Меркель-Саркози на стратегию экономического роста. Другая идея Олланда о коллективной ответственности европейцев в еврозоне за долги - евробонд была сразу же замечена и оценена греческими политиками. Глава греческих социалистов и бывший министр финансов этой страны Евангелос Венизелос не преминул заметить: "Идея евробонда всегда была хорошей задумкой, если на основе его дадут денег в долг дешевле и на лучших условиях, чем сейчас". Даже Ангела Меркель и та выдвинула идею "особой экономической зоны", где странам-должникам будут обеспечены условия для экономического роста под надзором опытных наставников. Новая германская программа экономического роста кабинета Меркель должна сочетаться с европактом по экономии. Все эти предложения дают грекам надежду в случае "правильного голосования". После 24 мая избирателей Греции стали убеждать, что в рейтингах партия "Новая демократия" обходит по популярности СИРИЗА на 0,5-5,7%. До этого утверждалось обратное - СИРИЗА в рейтингах тогда якобы незначительно опережала "Новую демократию".

Таким образом, интрига предстоящих в Греции выборов продлится до дня подведения их итогов. Одно ясно, что сейчас властные инстанции ЕС, МВФ, ЕЦБ, Германии и Франции пытаются повлиять на благоприятный для них результат - победу "Новой демократии" и ПАСОК. С этой целью идет массированная международная кампания. А поскольку у Запада сейчас никаких надежд на дееспособность будущих греческих властей нет, то избран вариант "мягкого падения" или, точнее, "приземления" Греции. В этом отношении победа сторонников принятия "пакета помощи" на предстоящих выборах представляется столицам ЕС предпочтительной. Но и убедительная победа СИРИЗА также устроит Евросоюз. Ципрасу просто продиктуют условия. Подобный вариант переведет выход Греции из еврозоны в управляемый по времени процесс. Запад не верит в возможность создания дееспособного правительства в Афинах для реструктуризации экономики страны, но он бы хотел уменьшить свои финансовые потери. Проблема с "мягким сценарием" продолжительного по времени и регулируемого выхода Греции из еврозоны возникнет только тогда, если и после выборов 17 июня греческие политики не смогут создать правительственную коалицию и сформировать правительство.

И еще об одном аспекте нынешнего греческого кризиса - внешнеполитическом. Десятилетия пребывания Греции в рамках союза Запада (НАТО - с 1952 г. с перерывом на 1973-1981 гг., ЕС - с 1981 г.) существенно изменили наши поверхностные представления о действительном региональном местоположении этой страны. Между тем, географические реалии никуда не исчезли. Они только затаились, чтобы сейчас вновь напомнить о том, что считающаяся колыбелью западной цивилизации и родиной демократии Греция в "Новое время" в эпоху распада Османской империи очутилась в регионе Балкан со всеми его балканскими взрывоопасными проблемами. Нынешний греческий кризис означает возвращающуюся "балканизацию" этой страны. Во внешнеполитическом плане обратим внимание на прошедший недавно в мае 2012 г. саммит НАТО в Чикаго. Здесь нужно отметить то, что на нем соседняя с Грецией Македония (FYROM) вновь не получила приглашение вступить в эту военно-политическую организацию. Не было даже и речи об этом. Греческой дипломатии, ссылаясь именно на реалии кризиса, удалось убедить США, что прием Македонии в НАТО не своевременен. Между тем, после саммита НАТО в Бухаресте 2008 г., на котором Греция наложила вето на вступление Македонии в эту организацию, последняя много потрудилась, чтобы преодолеть это препятствие. В апреле 2011 г. правительство Македонии Николы Груевского подало иск в Международный суд в Гааге на Грецию с обвинением ее в создании искусственных препятствий для вступления Македонии в ЕС и НАТО. Македония сослалась на условия выполненного ей Временного соглашения от 1995 г. о названии и флаге. 5 декабря 2011 г. Международный суд в Гааге принял решение, что Греция не имеет права блокировать членство Македонии в НАТО, ЕС и других международных организациях. После решения международного суда македонская дипломатия сразу же предприняла "широкое наступление" с целью получить от НАТО хоть какие-то обнадеживающие Македонию обещания. В ответ они столкнулись с официальным холодным молчанием. Последнее обстоятельство означает, что в условиях греческого кризиса для Запада действенными стали не правовые основания судебного постановления Международного суда, а реальная возможность дестабилизации Греции еще по одному - по внешнеполитическому направлению. Пауза с приемом Македонии в НАТО весной 2012 г. является косвенным признанием балканских реалий именно Греции - инициатора внешне сейчас уже бессмысленного конфликта. И тут существенно то, что на саммите в Чикаго против позиции Греции в "македонском вопросе" выступил ее главный противник в регионе - Турция. Македония является территориальным звеном на Балканах, посредством которого Турция осуществляет связь с мусульманскими Косово, Албанией и Боснией. Турецкие и греческие дипломаты публично обменялись на саммите в Чикаго достаточно резкими репликами. К позиции Турции присоединилась и другая соседка Греции - Албания. В защиту Греции на саммите в Чикаго могла бы выступить Болгария, но она предпочла промолчать.

Все более и более погружающаяся в социально-экономический кризис Греция, со своей распадающейся экономикой, продемонстрировала изоляцию от своих соседей по Балканам по "македонскому вопросу", который она сама и создала. Значимо и другое - всегда существовавший дисбаланс в регионе между Грецией и Турцией стал еще больше сдвигаться в пользу последней. Это обстоятельство мгновенно сказалось на кипрской проблеме. Греческому Кипру пришлось искать в восточном Средиземноморье дополнительную опору, которую он нашел в лице Израиля. Турецкие же СМИ вбросили в эфир сценарий, согласно которому Турция может заменить Грецию в ЕС, придав дополнительный импульс европейской экономике на фоне нарастающего кризиса. 

С прилавков в Греции начали исчезать товары

6 июня 2012, Интерфакс, Взгляд
Из-за дефицита кредитных средств, который неблагоприятно сказывается на компаниях-импортерах, с прилавков в Греции постепенно исчезает ряд товаров, сообщают эксперты, отмечая, что полномасштабный дефицит продукции наступит в стране к началу осени, пишет The Wall Street Journal.

На прошлой неделе двое из крупнейших мировых поставщиков торговых кредитов – Euler Hermes (подразделение германской Allianz) и французская Coface – объявили, что не будут продлевать страховое покрытие для экспортеров, поставляющих товары в Грецию. Как утверждают финкомпании, страх перед возможным выходом Греции из еврозоны чрезвычайно затрудняет оценку страховых рисков и стоимости такого покрытия.

«Мы близки к тому, что произошло после развала бывшего Советского Союза в начале 90-х годов. К сентябрю мы достигнем именно такой ситуации», – заявил председатель Греческой конфедерации специалистов, ремесленников и торговцев Димитрис Асимакопулос, передает «Интерфакс».

После распада СССР Греция, как и страны Восточной Европы, столкнулась с недостатком экспортного финансирования и острым дефицитом товаров.

Часть компаний сможет пережить трудные времена за счет запасов, но этого нельзя сказать обо всех, считает Асимакопулос.

По словам президента Ассоциации предприятий розничной торговли Греции Василиса Коркидиса, около 80% потребительских товаров в Греции приходится на импорт. Поскольку импортеров заставляют переходить на наличный расчет, без использования кредитования и отсрочек по выплате, к концу года им придется найти не менее 20 млрд евро, «что просто нереально», добавил Коркидис.

Еще одним крайне неблагоприятным последствием долгового кризиса для Греции стало резкое ухудшение душевного здоровья ее граждан. По данным Sun Daily, около 25% мужчин и треть женщин в Греции в настоящее время страдают от депрессии, кроме того, в стране выросло число самоубийств и психосоматических расстройств.

Количество самоубийств в Греции выросло на 40% в 2011 году. Однако эксперты обращают внимание на то, что до того как кризис коснулся непосредственно Греции, в 2009 году, несмотря на разгар общемировых проблем, уровень самоубийств в стране был втрое ниже, чем в среднем по Европе, – три человека на каждые 100 тыс. населения и в 20-30 раз меньше, чем в северных странах.

В последние месяцы в Греции значительно участились случаи злоупотребления метамфетаминами, которые существенно дешевле героина и провоцируют чрезвычайно агрессивное поведение. Тем не менее алкоголизм в стране резко пошел на убыль, что, возможно, связано с одной из мер бюджетной экономии – повышением налогов на алкогольные напитки.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее стало известно, что министры финансов «Большой семерки» во вторник проведут экстренные переговоры о кризисе еврозоны, чтобы заставить европейцев действовать.

Источник, знакомый с планами «Большой семерки», сообщил, что в ходе телефонной конференции министры финансов призовут усилить прогресс в решении вопросов на саммите Евросоюза 28–29 июня. Тем не менее рынки, вероятно, будут разочарованы, если это будет единственной целью конференции.

Тем временем в международном рейтинговом агентстве Standard & Poor's в понедельник заявили, что шансы Греции остаться в составе еврозоны составляют один к трем.

В свою очередь зампред ЦБ России Алексей Симановский заявил во вторник, что российская банковская система не пострадает от возможного выхода Греции из еврозоны «Мое мнение – критических последствий для нашей банковской системы быть не должно. Я не говорю, что Греция выходит из еврозоны, я такую вероятность не переоценивал бы», – добавил первый зампред ЦБ РФ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий